Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев В.А.
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием ФИО4 и ее защитника ФИО5
представителей Федеральной службы финансово - бюджетного надзора ФИО6 и ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 29 июля 2013 года жалобу ФИО4 на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года по жалобе на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике ФИО10. от 23 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в УР ФИО1 Е.И. от 23.04.2013 года и.о. главного врача - заместитель главного врача по детству и родовспоможению МБУЗ "Можгинская ЦРБ" ФИО4 как должностное лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
ФИО4 не согласилась с указанным постановлением и обратилась с жалобой в Можгинский районный суд. Решением судьи от 14 июня 2013 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО4 - без удовлетворения.
В жалобе на решение судьи районного суда ФИО4 просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. Суд не принял во внимание, что в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих должность санитарки отнесена к младшему медицинскому персоналу. Понятие и категории медицинского персонала отражены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 06 августа2007 года N 526, в соответствии с которым санитарка входит в перечень медицинского персонала и относится к профессиональной квалификационной группе "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня". В письме директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ разъясняется, что санитарки относятся к младшему медицинскому персоналу, и в случае, если они непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период, им положена оплата по родовым сертификатам. Как видно из должностных инструкций, санитарки палатные и операционные родильного отделения непосредственно участвуют в оказании стационарной медицинской помощи. Поскольку в родильном отделении МБУЗ "Можгинская ЦРБ" отсутствует должность младшей медицинской сестры, ее функции выполняют палатные и операционные санитарки родильного отделения. Судья принял решение до получения ответа из Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ, хотя был извещен о направлении запроса, следовательно, обстоятельства дела исследованы им не в полном объеме.
В судебном заседании ФИО4 и ее защитник ФИО5 жалобу поддержали в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.
Представители Федеральной службы финансово - бюджетного надзора ФИО6 и ФИО7, с жалобой не согласились, считая обжалуемое постановление и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований к отмене решения судьи не имеется.
При рассмотрении жалобы ФИО4 в суде первой инстанции подробно исследованы обстоятельства совершенного ею административного правонарушения, ее доводы и возражения.
Оценка представленных доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что приказом от 14.09.2012 года N365 на заместителя главного врача ФИО4 было возложено исполнение обязанностей главного врача МБУЗ "Можгинская ЦРБ" на период обучения главного врача по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным приказом ФИО4 наделена правом подписи на финансовых и банковских документах, документах по персонифицированному учету для Управления Пенсионного фонда РФ по г.Можге и Можгинскому району, договоров, приказов, котировочной и аукционной документации. ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ N МБУЗ "Можгинская ЦРБ" "О распределении средств на оплату труда по родовым сертификатам". Данный приказ подписан и.о. главного врача ФИО4 В октябре 2012 года МБУЗ "Можгинская ЦРБ" на основании платежного поручения N от ДД.ММ.ГГГГ, списка N на зачисление зарплаты на счета зарплатных карт за сентябрь 2012 года, платежной ведомости N от ДД.ММ.ГГГГ к расходному кассовому ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни произведена оплата труда санитаркам родильного отделения, не имеющим высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в размере "данные изъяты" копеек
Из протокола об административном правонарушении следует, что оплата труда санитарок роддома МБУЗ "Можгинская ЦРБ", которые не имеют медицинского образования и непосредственно не участвуют в оказании стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период, за счет средств, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда.
Частью 2 ст.15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность должностного лица за использование средств государственных внебюджетных фондов получателя средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
-медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 года N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Пунктом 8 подпунктом "б" Правил установлено, что средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых:
оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Приказом Минсоцздравразвития РФ от 01.02.2011 N 72н утвержден Порядок расходования средств, перечисленных медицинскими организациями на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Согласно пункту 6 Порядка N72н средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением N 2.
Из анализа положений Правил N1233 и Порядка N72н следует, что в число медперсонала, непосредственно оказывающего стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, имеющего право на дополнительные выплаты из средств, полученных в рамках родовых сертификатов, включены не только врачи-специалисты, но и младший медицинский персонал, к которому согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" отнесены должности санитарки.
В соответствии с Квалификационным справочником и согласно представленных должностных инструкций операционной санитарки родильного отделения и палатной санитарки родильного отделения, утвержденных главным врачом МУЗ "Можгинская ЦРБ", основными обязанностями санитарок являются соблюдение санитарно-эпидемиологического режима: содержание в чистоте палат и других помещений, инструментария, предметов индивидуального ухода больного, уход за родильницами с постельным режимом и т.п.
Указанное свидетельствует, что такая категория медицинского персонала, как санитарки, не принимает участия в непосредственном оказании стационарной помощи женщинам и детям, указанным в Приказе N72н. Те услуги, которые оказываются данным медицинским персоналом, хотя и производятся в медицинских учреждениях, но не являются медицинскими услугами и медицинской помощью в прямом смысле. Эти услуги, хотя и направлены (во многих случаях) на пациента, носят обеспечивающий характер по отношению к медицинским услугам и определяются исходя из требований оказания медицинских услуг. Их можно отнести к инфраструктурным (дополнительно к медицинским) услугам. Инфраструктурные услуги могут рассматриваться как обеспечение основного рабочего процесса - оказания медицинских услуг медицинским персоналом, и в целом определяют условия оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
Таким образом, доводы жалобы о том, что санитарки родильного отделения медицинского учреждения непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период и имеют право на дополнительную оплату услуг за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования являются несостоятельными.
Разъяснение директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ выводов судьи не опровергает, а лишь конкретизирует случаи, когда младшему медицинскому персоналу положена выплата по родовым сертификатам.
При таких обстоятельствах должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию лица привлекаемого к административной ответственности, изложенную в жалобе на постановление должностного лица и в ходе рассмотрения жалобы в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов районного суда, однако оснований для этого не имеется.
Наказание ФИО4 назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на него являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.