Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев В.А.
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием Гатауллиной Ф.Х. и ее защитника Старковой Е.А.
представителей Федеральной службы финансово - бюджетного надзора ФИО6 и ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 29 июля 2013 года жалобу ФИО4 на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года по жалобе на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике ФИО10. от 23 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в УР ФИО1 Е.И. от 23.04.2013 года и.о. главного врача - заместитель главного врача по детству и родовспоможению МБУЗ "Можгинская ЦРБ" ФИО4 как должностное лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
ФИО4 не согласилась с указанным постановлением и обратилась с жалобой в Можгинский районный суд. Решением судьи от 14 июня 2013 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО4 - без удовлетворения.
В жалобе на решение судьи районного суда ФИО4 просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. Суд не принял во внимание, что в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих должность санитарки отнесена к младшему медицинскому персоналу. Понятие и категории медицинского персонала отражены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 06 августа2007 года N 526, в соответствии с которым санитарка входит в перечень медицинского персонала и относится к профессиональной квалификационной группе "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня". В письме директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ разъясняется, что санитарки относятся к младшему медицинскому персоналу, и в случае, если они непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период, им положена оплата по родовым сертификатам. Как видно из должностных инструкций, санитарки палатные и операционные родильного отделения непосредственно участвуют в оказании стационарной медицинской помощи. Поскольку в родильном отделении МБУЗ "Можгинская ЦРБ" отсутствует должность младшей медицинской сестры, ее функции выполняют палатные и операционные санитарки родильного отделения. Судья принял решение до получения ответа из Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ, хотя был извещен о направлении запроса, следовательно, обстоятельства дела исследованы им не в полном объеме.
В судебном заседании ФИО4 и ее защитник ФИО5 жалобу поддержали в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.
Представители Федеральной службы финансово - бюджетного надзора ФИО6 и ФИО7, с жалобой не согласились, считая обжалуемое постановление и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований к отмене решения судьи не имеется.
При рассмотрении жалобы ФИО4 в суде первой инстанции подробно исследованы обстоятельства совершенного ею административного правонарушения, ее доводы и возражения.
Оценка представленных доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ N на заместителя главного врача ФИО4 было возложено исполнение обязанностей главного врача МБУЗ "Можгинская ЦРБ" на период очередного отпуска главного врача с 27.1 1.2012 г. по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным приказом ФИО4 наделена правом подписи на финансовых и банковских документах, документах по персонифицированному учету для Управления Пенсионного фонда РФ по г.Можге и Можгинскому району, договоров, приказов, котировочной и аукционной документации.
ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ N МБУЗ "Можгинская ЦРБ" "О распределении средств на оплату труда по родовым сертификатам". Данный приказ подписан и.о. главного врача ФИО4.
В декабре 2012 года МБУЗ "Можгинская ЦРБ" на основании платежного поручения N от ДД.ММ.ГГГГ, списка N на зачисление зарплаты на счета зарплатных карт за декабрь 2012 года, за счет средств Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни произведена оплата труда санитаркам родильного отделения, в размере "данные изъяты".
Из протокола об административном правонарушении следует, что оплата труда санитарок роддома МБУЗ "Можгинская ЦРБ", которые не имеют медицинского образования и непосредственно не участвуют в оказании стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период, за счет средств, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда.
Частью 2 ст.15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность должностного лица за использование средств государственных внебюджетных фондов получателя средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
-медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 года N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Пунктом 8 подпунктом "б" Правил установлено, что средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых:
оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Приказом Минсоцздравразвития РФ от 01.02.2011 N 72н утвержден Порядок расходования средств, перечисленных медицинскими организациями на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Согласно пункту 6 Порядка N72н средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением N 2.
Из анализа положений Правил N1233 и Порядка N72н следует, что в число медперсонала, непосредственно оказывающего стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, имеющего право на дополнительные выплаты из средств, полученных в рамках родовых сертификатов, включены не только врачи-специалисты, но и младший медицинский персонал, к которому согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" отнесены должности санитарки.
В соответствии с Квалификационным справочником и согласно представленных должностных инструкций операционной санитарки родильного отделения и палатной санитарки родильного отделения, утвержденных главным врачом МУЗ "Можгинская ЦРБ", основными обязанностями санитарок являются соблюдение санитарно-эпидемиологического режима: содержание в чистоте палат и других помещений, инструментария, предметов индивидуального ухода больного, уход за родильницами с постельным режимом и т.п.
Указанное свидетельствует, что такая категория медицинского персонала, как санитарки, не принимает участия в непосредственном оказании стационарной помощи женщинам и детям, указанным в Приказе N72н. Те услуги, которые оказываются данным медицинским персоналом, хотя и производятся в медицинских учреждениях, но не являются медицинскими услугами и медицинской помощью в прямом смысле. Эти услуги, хотя и направлены (во многих случаях) на пациента, носят обеспечивающий характер по отношению к медицинским услугам и определяются исходя из требований оказания медицинских услуг. Их можно отнести к инфраструктурным (дополнительно к медицинским) услугам. Инфраструктурные услуги могут рассматриваться как обеспечение основного рабочего процесса - оказания медицинских услуг медицинским персоналом, и в целом определяют условия оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
Таким образом, доводы жалобы о том, что санитарки родильного отделения медицинского учреждения непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период и имеют право на дополнительную оплату услуг за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования являются несостоятельными.
Разъяснение директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ выводов судьи не опровергает, а лишь конкретизирует случаи, когда младшему медицинскому персоналу положена выплата по родовым сертификатам.
При таких обстоятельствах должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ФИО1 и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию лица привлекаемого к административной ответственности, изложенную в жалобе на постановление должностного лица и в ходе рассмотрения жалобы в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов районного суда, однако оснований для этого не имеется.
Наказание ФИО4 назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на него являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.