Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире 16 июля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Бурак И.Ю. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:
заявление Бурак И.Ю. о признании незаконным решения начальника ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ "Территориальное отделение в г.Владимир" **** от ****. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения заявителя Бурак И.Ю. и её представителя Алёхина О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
**** Бурак И.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ "Территориальное отделение в г.Владимир" от **** **** об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании принять её на соответствующий учет по избранному месту жительства и включить в реестр военнослужащих, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявления указала, что проходила военную службу по контракту в войсковой части **** и была представлена к увольнению в запас Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья после обеспечения её жилым помещением по договору социального найма по избранному месту проживания после увольнения из рядов ВС РФ в ****. Приказом Министра обороны РФ от **** **** она уволена с военной службы в запас ВС РФ по состоянию здоровья и, на основании решения Владимирского гарнизонного военного суда от **** приказом Министра обороны РФ от **** **** она **** исключена из списков личного состава части. До увольнения она обратилась с заявлением о принятии её на учет нуждающихся по избранному месту жительства в ****. Однако данное заявление не было рассмотрено, что повлекло её увольнение без обеспечения жильем. Бездействие ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ "Территориальное отделение в г.Владимир" по не рассмотрению заявления было ею обжаловано в суд, решением которого её требования были удовлетворены.
Однако решением указанного Территориального отделения ей отказано в принятии на соответствующий учет нуждающихся. Ссылаясь на положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", Постановление Правительства РФ от **** ****, Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны РФ от **** ****, считала данное решение незаконным, нарушающим её право на обеспечение жилым помещением за счет Министерства обороны РФ в избранном месте жительства - ****, так как она не обеспечена жилым помещением, не имеет жилых помещений в собственности и ранее не обеспечивалась жильем за счет Министерства обороны РФ.
В судебном заседании заявитель Бурак И.Ю. и её представитель Алехин О.Н. поддержали доводы заявления по изложенным в нем основаниям. Дополнительно Алехин О.Н. пояснил, что заявитель не проживает с отцом по месту своей регистрации по адресу: ****, откуда выехала много лет назад в добровольном порядке. Считал, что наличие регистрации заявителя по указанному адресу не может являться основанием для отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в избранном месте жительства.
Представитель заинтересованного лица извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бурак И.Ю. просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указала, что законодательство не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства, а также, что судом сделан не правильный вывод о том, что она является членом семьи своего отца и обеспечена общей площадью жилого помещения в **** более учетной нормы по Владимирской области.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие представителя заинтересованного лица ФГУ Территориального отделения в г.Владимир Западного управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, неоднократно извещавшегося о времени и месте надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 167, ст.327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие указанного заинтересованного лица.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением и истолкованием норм материального права.
На основании ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" уполномоченным органом Министерства обороны РФ определен Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе через ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
В силу п.3 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади на одного человека.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица
Как установлено материалами дела, Бурак И.Ю. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и приказом Министра обороны РФ от **** **** уволена с военной службы в запас по состоянию здоровья (п.п. "б" п.3 ст.51 Федерального закона) и исключена из списков личного состава войсковой части **** с ****.
На основании вступившего в законную силу и исполненного решения Владимирского гарнизонного военного суда от **** приказом Министра обороны РФ от **** **** Бурак И.Ю. исключена из списков личного состава части ****.
Выслуга лет Бурак И.Ю. в Вооруженных Силах РФ по состоянию на **** составляет ****, в льготном исчислении - ****
Бурак И.Ю. зарегистрирована по месту постоянного жительства в муниципальной **** благоустроенной квартире по адресу: ****, жилой площадью **** кв. м, предоставленной на основании ордера от **** отцу заявителя - ФИО1 на состав семьи **** человек.
Как следует из вступившего в законную силу **** решения Владимирского гарнизонного военного суда от ****, приобщенного к материалам гражданского дела **** по заявлению Бурак И.Ю. об оспаривании бездействия Территориального отделения в г.Владимир ФГУ ЗРУЖО, исследованного судом апелляционной инстанции, и апелляционного определения Московского окружного военного суда от ****, первый контракт о прохождении военной службы был заключен Бурак И.Ю. ****, на жилищном учете в войсковой части Бурак И.Ю. не состояла. **** командиром войсковой части **** в **** Бурак И.Ю. была представлена к увольнению в запас Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья.
В листе беседы от **** в графе отношение к увольнению Бурак И.Ю. было указано "не согласна" и изложена просьба о получении жилого помещения в **** (избранном постоянном месте жительства), а также ссылка на отправленные **** во второй отдел **** ФГУ Западного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны РФ документы о постановке на учет и обеспечении жилым помещением в избранном месте жительства. Указанные документы получены структурным подразделением ****.
Также до увольнения, **** Бурак И.Ю., после получения уведомления о необходимости предоставления дополнительных документов, вновь направила заявление в указанное территориальное отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, которое передало документы в порядке правопреемства в соответствующее Территориальное отделение в г.Владимир.
Повторно, ****, аналогичного содержания заявление с приложенными документами было направлено Бурак И.Ю. в Территориальное отделение в г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.
В соответствии с пунктами 5, 6 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280, решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа (специализированной организации), и подлежат выдаче военнослужащему либо направлению по указанным им адресам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения, с приложением расписки в получении документов, указанных в п.1 Инструкции, указанием перечня приложенных к заявлению документов и даты их получения.
Однако на момент увольнения Бурак И.Ю. и исключения её из списков войсковой части решение о признании её нуждающейся либо отказе в этом не было принято уполномоченным органом, что установлено решениями Владимирского гарнизонного военного суда от **** и Ковровского городского суда от **** (дело ****).
Вступившим в законную силу **** решением Ковровского городского суда от **** было признано незаконным бездействие Территориального отделения в г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ по не рассмотрению соответствующего заявления Бурак И.Ю.
По настоящему делу Бурак И.Ю. к заявлению была приложена копия решения начальника Территориального отделения в г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от **** ****. Данное решение не было представлено представителем заинтересованного лица в судебные заседания ни во Владимирский гарнизонный военный суд ( ****), ни в Ковровский городской суд ( ****), и было получено заявителем после ****.
В обоснование решения от **** начальником Территориального отделения в г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ указано, что оснований для постановки на учет нуждающихся Бурак И.Ю. не имеется, поскольку: до утраты статуса военнослужащего Бурак И.Ю. не было представлено документов о включении её в списки очередников на получение постоянной жилой площади; ей отец ФИО1 **** был обеспечен Министерством обороны РФ квартирой по адресу: ****, на состав семьи из **** человек, в том числе и сама Бурак И.Ю., и законом такая обязанность возложена на Министерство обороны РФ только один раз за все время военной службы; а также Бурак И.Ю. обеспечена площадью жилого помещения в **** более учетной нормы на каждого члена семьи, установленной решением Владимирского городского Совета народных депутатов от **** **** (12 кв.м).
При этом в данном решении в нарушение п.6 названной выше Инструкции не указаны перечень приложенных к заявлению Бурак И.Ю. о принятии на учет документов и дата их получения структурным подразделением.
Отказывая в удовлетворении заявления Бурак И.Ю., суд первой инстанции сделал вывод о том, что на момент увольнения с военной службы заявитель обеспечена в **** жилым помещением общей площадью более учетной нормы, установленной по Владимирской области, на состав семьи для постоянного проживания по договору социального найма и предоставленной Министерством обороны РФ отцу заявителя на всех членов семьи, включая и Бурак И.Ю.; а также в силу ч.1 ст.69 ЖК РФ заявитель является членом семьи нанимателя и имеет право пользования данной квартирой.
С приведенными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей на момент увольнения Бурак И.Ю. с военной службы, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 этого же Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий наряду с другими основаниями является: наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п./п. "б"), избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (п./п. "и").
Таким образом, наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы являются самостоятельными основаниями для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимся в жилом помещении.
Из изложенного следует, что военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, как, и военнослужащий, имеющий право на признание нуждающимся по иным основаниям, указанным в п.7 данных Правил, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на соответствующий учет.
В указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья.
Согласно п.8 Инструкции, утвержденной названным ранее Приказом Министерства обороны РФ от 30.09.2010 N1280, дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.
Заявитель, имея календарную выслугу более **** лет, заключившая контракт до **** года и уволенная со службы по состоянию здоровья, ранее не обеспеченная Министерством обороны РФ жилыми помещениями при прохождении военной службы по контракту, не может быть лишена права получить жилое помещение по избранному месту постоянного жительства в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Отсутствие подзаконного механизма реализации такого права не может быть расценено как обстоятельство, препятствующее гражданину воспользоваться таким правом.
Учитывая изложенное, выводы суда об обеспеченности заявителя более учетной нормы жилым помещением по последнему месту военной службы в **** не могут быть приняты во внимание.
Также указанными выше Правилами и п.13 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрена возможность постановки такой категории военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства до увольнения с военной службы. При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением, жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц).
Доказательств наличия у Бурак И.Ю. жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, суду не представлено.
При этом выводы суда о том, что Бурак И.Ю. является членом семьи нанимателя по договору социального найма, заключенного с Бурак Ю.И., не основаны на материалах дела и противоречат п.5 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым родители военнослужащего не отнесены к числу членов семьи военнослужащих, уволенных с военной службы. Также письменными материалами дела и показаниями свидетелей ФИО2. и ФИО1 установлено, что заявитель не является членом семьи своего отца по смыслу ч.1 ст.69 ЖК РФ, так как не проживает совместно с ним по месту своей регистрации по адресу: ****, поскольку с **** проживает отдельно в квартире **** с сожителем ФИО2., принадлежащей отцу последнего, не ведет с ФИО1 общего хозяйства, просила о принятии её на учет составом семьи **** человек. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в силу ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Данная обязанность заинтересованным лицом ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не выполнена.
Вывод суда о том, что заявитель уже была обеспечена жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, является необоснованным. Из анализа положений ст.15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что обязанность по обеспечению жильем для постоянного проживания определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих возложена на Министерство обороны РФ один раз за все время военной службы конкретного военнослужащего и именно данный военнослужащий не имеет право требовать повторного предоставления такого жилого помещения. В данном случае Бурак И.Ю. в **** году не являлась военнослужащей и жилое помещение предоставлялось её отцу - военнослужащему ФИО1 на состав семьи **** человек, а не заявителю. Квартира находится в муниципальной собственности.
Учитывая, что право на приватизацию жилого помещения, в котором зарегистрирована заявитель, последней реализовано не было, до увольнения со службы Бурак И.Ю. выразила желание изменить место жительства в связи с предстоящим увольнением с военной службы, вывод суда о наличии у заявителя по месту службы на основании договора социального найма жилого помещения, предоставленного её отцу по линии Министерства обороны РФ, лишает заявителя права на очередное получение жилья по избранному месту жительства.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что непризнание Бурак И.Ю. составом семьи **** человек нуждающейся в жилом помещении на основании п./п. "и" п.7 Правил до издания приказа о её увольнении с военной службы, было обусловлено неправомерными действиями должностных лиц структурного подразделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, бездействие которых по не рассмотрению соответствующих заявлений Бурак И.Ю. установлено вступившим в законную силу решением суда, и не может быть отнесено к вине заявителя, принявшей все меры к решению вопроса о принятии на учет нуждающихся до увольнения с военной службы.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Бурак И.О. требований является незаконным и необоснованным, в связи с чем, оно подлежат отмене на основании п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ. Принимая во внимание, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно на основании имеющихся доказательств, а судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Также в соответствии со ст.98 ГПК РФ с заинтересованного лица в пользу заявителя Бурак И.Ю. подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере **** руб.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 16 апреля 2013 года отменить и принять новое решение, которым:
заявление Бурак И.Ю. удовлетворить.
Признать решение Территориального отделения в г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от **** **** об отказе в принятии Бурак И.Ю. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства - в **** незаконным.
Обязать Территориальное отделение в г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять Бурак И.Ю. на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - ****, составом семьи **** человек, и внести её в соответствующий Реестр военнослужащих, принятых на указанный учет.
Взыскать с Территориального отделения в г.Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Бурак И.Ю. в возврат государственной пошлины **** руб.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.