Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Семёнова А.В.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 июля 2013 года дело по апелляционным жалобам Шепеленко С.И. и заместителя военного прокурора Владимирского гарнизона Демкина С.В. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 8 мая 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования военного прокурора Владимирского гарнизона в интересах Шепеленко С. И. удовлетворить частично.
Признать действия Военного комиссариата Владимирской области, связанные с исчислением пенсии, исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% незаконными.
В остальной части требований военного прокурора Владимирского гарнизона в интересах Шепеленко С. И. отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения помощника военного прокурора Владимирского гарнизона Паршакова А.А. и Шепеленко С.И., просивших об отмене решения в обжалуемой части, представителя ответчика по доверенности Куприной А.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Владимирского гарнизона обратился в суд с заявлением в защиту интересов Шепеленко С.И. о признании действий военного комиссариата Владимирской области, связанных с начислением и выплатой Шепеленко С.И. с **** по **** пенсии, исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% от оклада денежного содержания, об обязании военного комиссара Владимирской области восстановить нарушенные права Шепеленко С.И. путем взыскания в его пользу неполученную пенсию за период с **** по **** в соответствии с требованиями Закона с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания в сумме ****.
В обоснование указал, что Шепеленко С.И. проходил службу по контракту в военной прокуратуре, откуда был уволен **** по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоит на пенсионном обеспечении в центре социального обеспечения военного комиссариата Владимирской области.
При расчете пенсии Шепеленко С.И. учитывается оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
До **** военным комиссариатом Владимирской области пенсия Шепеленко С.И. выплачивалась исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, которая в силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в действовавшей до 1 января 2012 года редакции, при выслуге 25 лет и более, составляла 70% от оклада денежного содержания. С **** по **** ответчик установил и выплатил Шепеленко С.И. пенсию из расчета надбавки за выслугу лет в размере 40% от оклада денежного содержания, тогда как законом не предусмотрено изменение с **** размера процентной надбавки за выслугу лет при исчислении пенсии Шепеленко С.И. с 70% на 40%, поскольку Шепеленко С.И. является пенсионером из числа военнослужащих органов военной прокуратуры. В результате незаконных действий должностных лиц военного комиссариата Владимирской области Шепеленко С.И. недополучил пенсию в сумме ****.
В судебном заседании заместитель военного прокурора Владимирского гарнизона Демкин С.В. и Шепеленко С.И. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель военного комиссариата Владимирской области Журавлев Е.В. заявленные требования не признал, пояснил, что пенсия истцу исчислена в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, а также указаний Министерства обороны РФ. Пояснил, что размер пенсии Шепеленко С.И. с **** увеличился с **** до ****.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Шепеленко С.И. и заместитель военного прокурора Владимирского гарнизона Демкин С.В. просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании недополученной пенсии за период с **** по **** в размере **** с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов от оклада денежного содержания, принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении данного требования. В обоснование жалобы ссылаются на те же обстоятельства, на которых основывали свои требования в суде первой инстанции. Считают, что судом неверно применены нормы материального права и неправильно истолкован закон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 857 от **** Шепеленко С.И. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе с ****. Выслуга лет истца составила 34 года 11 месяцев.
В соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Шепеленко С.И. была назначена пенсия за выслугу лет.
Шепеленко С.И. претендует на сохранение при исчислении его пенсии в период с **** по **** процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов, полагая, что исчисление его пенсии из расчета надбавки за выслугу лет в размере 40% от оклада денежного содержания нарушает его пенсионные права.
Рассматривая заявление военного прокурора Владимирского гарнизона в защиту интересов Шепеленко С.И., суд первой инстанции не установил нарушений прав истца на получение гарантированного государством социального обеспечения и пришел к правильному выводу о том, что действия военного комиссариата Владимирской области повлекли за собой увеличения размера выплачиваемой Шепеленко С.И. пенсии.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, постановленным с учетом оценки всех доказательств по делу по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 2 данной нормы установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Реализуя свои дискреционные полномочия, федеральный законодатель установил правовые основания и условия назначения, нормы, порядок пенсионного обеспечения и исчисления размера пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, в Законе РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 08.11.2011), распространив его на лиц рядового и начальствующего состава, уволенных с военной службы военнослужащих (ст. 1 Закона N 4468-1).
В соответствии с положениями ч. 8 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 9 статьи 12 вышеназванного Федерального закона, при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).
Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года.
В силу части 6 той же статьи 12, положения части 2 статьи 43 и пункта "б" части 1 статьи 49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции настоящего Федерального закона) и частей 8 - 11 настоящей статьи не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Следовательно, к денежному довольствию, учитываемому при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу в органах прокуратуры не применяется коэффициент, установленный частью 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (54% денежного довольствия), который к таким лицам применяется только с 1 января 2013 года. При этом по смыслу закона составляющие денежного довольствия для исчисления пенсии остаются неизменными (должностной оклад, оклад по званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет).
Между тем, в целях соблюдения мер социальной защиты лицам, получающим пенсии до 1 января 2012 года из числа граждан, уволенных с должностей судей Военной коллегии, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета, Министерством обороны Российской Федерации на местном уровне принято решение (06 декабря 2011 года N 182/3/1/1085) при пересмотре размеров пенсий указанным категориям лиц в новых размерах устанавливать только оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет, при этом понижающий коэффициент 54% к полученному денежному довольствию для исчисления пенсии не применяется (л.д. 25, 26).
Как установлено судом, Шепеленко С.И. является пенсионером Министерства обороны РФ (л.д. 21).
До **** размер пенсии Шепеленко С.И. составлял ****, из которых:
оклад по воинскому званию - ****,
оклад по воинской должности - ****,
процентная надбавка за выслугу лет 70 процентов - ****,
ежемесячная доплата к пенсии ****.
С **** в связи с изменением порядка пенсионного обеспечения (с учетом указаний Министерства обороны РФ) размер пенсии Шепеленко С.И. составил ****, из которых:
оклад по воинскому званию - ****,
оклад по воинской должности - ****,
процентная надбавка за выслугу лет 40 процентов - ****,
Таким образом, как установлено судом, размер выплачиваемой Шепеленко С.И. пенсии с **** с учетом ее пересмотра, применительно к ее размеру, выплачиваемому до указанной даты, увеличен, что повлекло улучшение пенсионного обеспечения истца.
При таких обстоятельствах, суд совершенно обоснованно не установил нарушений прав истца на получение гарантированного государством социального обеспечения в размере, установленном законом.
Следовательно, требования прокурора о взыскании недополученной пенсии за период с **** по **** в размере **** являются необоснованными и оснований для их удовлетворения, также не имеется.
Доводы апелляционных жалоб о том, что буквальное толкование положений Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ и Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 позволяет сделать вывод о том, что, в связи с принятием Федерального закона N 306-ФЗ, в ст. 2 которого установлен новый размер процентной надбавки за выслугу лет, законодатель оставил категории, к которой относится истец, до 1 января 2013 года прежний ее размер процентной надбавки (70 процентов), не могут быть приняты во внимание.
Действительно, в соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ положения части 8 ст. 12 о пересмотре с 1 января 2012 года размеров пенсий, назначенных до 01 января 2012 года в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей (часть 6 ст. 12 Закона N 309-ФЗ).
Однако, пересмотр пенсий указанной категории лиц предусмотрен пунктом "а" ст. 49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Если следовать предложенному военным прокурором Владимирского гарнизона и Шепеленко С.И. толкованию положений части 6 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, размер его пенсии вообще не подлежал перерасчету в большую сторону с 01 января 2012 года.
Довод жалоб о том, что признавая действия Военного комиссариата Владимирской области, связанные с исчислением пенсии из расчета надбавки за выслугу лет в размере 40% от оклада денежного содержания вместо положенных 70%, незаконными, суд первой инстанции не принял мер по восстановлению нарушенных прав Шепеленко С.И. и не взыскал недополученную пенсию, не является основанием к отмене решения, поскольку правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ).
Иные доводы, влекущие отмену решения, Шепеленко С.И. и заместитель военного прокурора Владимирского гарнизона в апелляционных жалобах не привели.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 8 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Шепеленко С.И. и заместителя военного прокурора Владимирского гарнизона Демкина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Семёнов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.