Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеева С.М.
и судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.
при секретаре Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 13 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе Новиковой Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 28 мая 2013 года, которым постановлено:
Исковое заявление Новиковой Н.В. к администрации Владимирской области об обязании включить в стаж государственной гражданской службы периода работы 5 лет в должности начальника сектора ОКБ "Радуга" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения Новиковой Н.В., возражения на жалобу представителя администрации Владимирской области Большаковой С.Е., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новикова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Владимирской области об обязании включить в стаж государственной гражданской службы период работы 5 лет в должности ****
В обоснование заявленных требований указала, что 30.04.2009 г. она была уволена с должности **** администрации Владимирской области.
Распоряжением Губернатора Владимирской области от 01.06.2009 г. ей назначена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа **** лет ( ****% от среднемесячного заработка). При увольнении она не обращалась с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов, в частности периода работы в ****. Ранее она обращалась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Владимирской области во включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов службы и обязании включить указанные периоды в стаж работы. Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 19.06.2012 г. ее требования оставлены без удовлетворения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 04.10.2012 г. указанное решение отменено, принято новое решение, которым постановлено обязать администрацию Владимирской области рассмотреть заявление о включении периодов работы в **** в стаж государственной гражданской службы по существу. В ходе исполнения судебного акта ее заявление рассмотрено, 30.11.2012 г. ответчиком отказано во включении периода работы в **** в стаж государственной гражданской службы, поскольку согласно распоряжению Губернатора Владимирской области N 164-р от 11.05.2011 г., процедура включения периодов работы проводится непосредственно перед увольнением. Полагала, что такой отказ является незаконным, поскольку обращение с заявлением о включении иных периодов работы в стаж государственной гражданской службы может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию.
Истец Новикова Н.В. и ее представитель Захарова Ж.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика- администрации Владимирской области Жукова И.Ю., действующая на основании доверенности, полагала иск необоснованным, просила в его удовлетворении отказать, поскольку с данным вопросом непосредственно перед увольнением истец не обращалась.
Третье лицо- Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области в суд представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещался.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Новиковой Н.В. ставится вопрос об отмене решения суда. Указывает, что судом неправильно определены и не доказаны установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В суд апелляционной инстанции представитель третьего лица- Департамента по труду и занятости населения администрации Владимирской области не явился. От него поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"- условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Владимирской области от 27.08.2004 г. N 135-ОЗ "О государственной гражданской службе Владимирской области" гражданские служащие и лица, замещающие государственные должности области, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Согласно п. 4 ст. 16 указанного закона- гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего за вычетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанной части пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка.
В силу п.9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N1648н- в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Распоряжением Губернатора Владимирской области от 11.05.2011 г. N 164-р, в целях реализации абз. 2 ч.7 ст.31 Закона Владимирской области от 27.08.2004 N135- ОЗ "О государственной гражданской службе Владимирской области", утвержден Порядок включения периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы в органах и структурных подразделениях администрации Владимирской области.
Согласно п. 1 Порядка включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих, замещавших должности государственной гражданской службы в администрации Владимирской области периодов службы (работы), определенных Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", осуществляется по заявлению гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет комитетом государственной и муниципальной службы администрации области либо органом администрации области, в котором этот служащий замещал должность непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа администрации области- органом администрации области, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации были переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
В силу п. 6 Порядка на основании распоряжения Губернатора области в стаж включаются периоды службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, в совокупности не превышающие пять лет.
Если Губернатором области принято решение об отказе о включении периодов службы (работы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, комитет государственной и муниципальной службы администрации области в сроки, установленные Инструкцией по работе с документами в администрации Владимирской области, уведомляет об этом решении соответствующего руководителя органа или структурного подразделения администрации области, который в свою очередь информирует гражданского служащего.
Судом первой инстанции установлено, что Новикова Н.В. уволена 30.04.2009 г. с должности **** администрации Владимирской области.
Распоряжением Губернатора Владимирской области от 01.06.2009 г. ****-рк Новиковой Н.В. установлен стаж государственной службы **** лет. Сумма пенсии за выслугу лет - **** процент ее среднемесячного заработка.
23.01.2012 г. Новикова Н.В. обратилась в администрацию Владимирской области с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы в **** с 22.02.1984 г. по 14.10.1991 г., поскольку опыт и знания, приобретенные на предприятии, были необходимы ей при замещении должности в ****.
30.11.2012 г. Новиковой Н.В. направлен ответ о невозможности включения периода работы в **** с 22.02.1984 г. по 14.10.1991 г. в стаж государственной гражданской службы, поскольку включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих, замещавших должности государственной гражданской службы в администрации Владимирской области иных периодов службы (работы) осуществляется по заявлению гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Поскольку Новиковой Н.В. не соблюден порядок обращения с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что Порядок включения периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы в органах и структурных подразделениях администрации Владимирской области, утвержденный Распоряжением Губернатора Владимирской области от 11.05.2011 г. N 164-р не мог быть соблюден истцом, поскольку был принят спустя два года после увольнения истца, а на момент увольнения истца- 30.04.2009 г. действовало и продолжает действовать постановление Губернатора Владимирской области от 24.03.2005 г. N 167 "О мерах по организации выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы и государственные должности администрации Владимирской области" является несостоятельным.
Из материалов дела следует, что при увольнении Новикова Н.В. не обращалась с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы, в частности периода работы в **** с 22.02.1984 г. по 14.10.1991 г.
Распоряжением Губернатора от 01.06.2009 г. ****-рк Новиковой Н.В. установлен стаж государственной гражданской службы и размер пенсии.
23.01.2012 г. Новикова Н.В. обратилась в администрацию Владимирской области с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы в **** с 22.02.1984 г. по 14.10.1991 г.
На момент обращения действовал Порядок включения периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы в органах и структурных подразделениях администрации Владимирской области, утвержденный Распоряжением Губернатора Владимирской области от 11.05.2011 г. N 164-р.
Правила обращения за пенсией за выслугу лет лиц, замещавших должности государственной гражданской службы и государственные должности в администрации Владимирской области, ее назначения и выплаты, утвержденные Постановлением Губернатора Владимирской области от 24.03.2005 г. N 167 регулируют процедуру обращения за пенсией за выслугу лет, рассмотрения заявлений о назначении данной пенсии, ее назначения и выплаты, приостановления, возобновления и прекращения выплаты данной пенсии, ее перерасчет, а также определяют механизм исчисления среднемесячного заработка, исходя и которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет.
Вопрос включения иных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим, замещавшим должности государственной гражданской службы в органах и структурных подразделениях администрации Владимирской области, указанными Правилами не регулируется.
Также является несостоятельным довод жалобы о том, что в решении суд указывает, что Закон о государственном пенсионном обеспечении государственных служащих субъектов РФ до настоящего времени не принят, вместе с тем статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком, следовательно, истец, как и федеральный государственный гражданский служащий, имеющий на момент подачи заявления о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов службы (работы) право на трудовую пенсию по старости (инвалидности), вправе подать такое заявление как одновременно с его увольнением с должности, так и позднее.
В решении суда первой инстанции указано, что до настоящего времени не принят федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", на который ссылается истец, регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного ( п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Кроме того, на момент увольнения истца действовал Закон Владимирской области N81- ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Владимирской области в сфере государственной гражданской службы" от 05.07.2007.
В пункте 7 статьи 31 указанного выше закона было указано, что в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом включаются периоды службы (работы), установленные Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 N1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих", а также периоды службы (работы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.
В соответствии с п.15 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 N1413, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в следующих должностях: отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы,- в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Следовательно, на момент увольнения истец имела право обратиться с заявлением о включении спорного периода в стаж государственной гражданской службы, чего ею сделано не было. В настоящее время в законодательство субъекта внесены изменения.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применён закон.
Иные доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
С учётом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новиковой Н.В.- без удовлетворения.
Председательствующий С.М. Сергеева
Судьи Л.В. Огудина
О.И. Емельянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.