Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеевой С.М.,
судей Гришиной Г.Н. и Семёнова А.В.,
при секретаре Киселевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 6 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе истца Табацковой И.В. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 14 июня 2013 года, которым постановлено:
Исковое заявление Табацковой И. В. к администрации горда Коврова и главе города Коврова о признании незаконным отказа исполняющего обязанности главы города Коврова в назначении доплаты к пенсии, признании незаконным бездействия главы города Коврова, связанного с невынесением решения в установленной форме, возложении обязанности назначить доплату к пенсии оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Табацковой И.В. и ее представителя Петрунина Д.В., просивших об отмене решения, представителя администрации города Коврова Лаврова С.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Табацкова И.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Коврова и главе города Коврова о признании незаконным отказа исполняющего обязанности главы города Коврова в назначении доплаты к пенсии, признании незаконным бездействия главы города Коврова, связанного с невынесением решения в установленной форме и возложении обязанности назначить доплату к пенсии.
В обоснование иска указала, что с **** по **** осуществляла полномочия **** муниципального образования **** и с **** является получателем трудовой пенсии по старости, в связи с чем, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии.
Однако, на свое обращение за назначением данной доплаты к главе города Коврова она получила отказ, который считает незаконным.
Кроме того, указала, что решение об отказе в назначении доплаты к пенсии должно быть оформлено правовым актом главы города Коврова, тогда как она получила отказ, оформленный письмом.
Истец Табацкова И.В., извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель истца Петрунин Д.В. поддержал заявленные требования.
Представитель администрации города Коврова и главы города Коврова Терентьева К.С. заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что порядок назначения спорной доплаты установлен Положением о доплате к государственной пенсии депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, в муниципальном образовании город Ковров, утвержденном решением Совета народных депутатов города Коврова от 17 декабря 2008 года N 248. Согласно п. 5 данного Положения доплата к государственной пенсии производится гражданам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин). Таким образом, для назначения истцу доплаты необходимым условием является достижение последней возраста 55 лет.
Также указала, что требование истца об оформлении отказа в форме правового акта является необоснованным, поскольку такая форма решения применяется исключительно в отношении муниципальных служащих, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Просила в удовлетворении иска Табацковой И.В. отказать.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области Лозьянова М.А. полагала возможным принять решение на усмотрение суда.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Табацкова И.В. просит отменить указанное решение, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дан подробный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Из материалов дела видно, что истец Табацкова И.В. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ей с **** на основании подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (как женщине, родившей пять и более детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет).
В связи с чем, истец, полагая, что имеет право на ежемесячную доплату к пенсии в связи с работой в должности **** муниципального образования ****, обратилась в администрацию города Ковров с заявлением о назначении такой доплаты.
Письмом и.о. главы города Коврова от 7 марта 2013 года N 01-100-84/50 в назначении доплаты Табацковой И.В. было отказано.
Считая данный отказ незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст. 2 Закон Владимирской области "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях Владимирской области" от 7 апреля 2008 года N 46-ОЗ.
Таким образом, гарантии выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются нормативно-правовыми актами органов соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 45 Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области, выборные должностные лица местного самоуправления и депутаты, работавшие на постоянной основе, имеют право на доплату к государственной пенсии в порядке, установленном нормативным правовым актом городского Совета.
В рамках предоставленных полномочий Совет народных депутатов города Коврова решением от 17 декабря 2008 года N 248 утвердил Положение доплате к государственной пенсии депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, в муниципальном образовании город Ковров.
Пункт 1 данного Положения оопределяет порядок установления и выплаты доплаты к государственной пенсии депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в муниципальном образовании город Ковров.
Пунктами 2, 4, 5 Положения установлено, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, имеют право на доплату к государственной пенсии:
- при наличии общего стажа трудовой деятельности не менее 25 лет в случае прекращения этими лицами своих полномочий, в том числе досрочного прекращения полномочий по следующим основаниям:
а) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
б) досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления.
- если они замещали муниципальные должности не менее 12 полных месяцев непосредственно перед прекращением своих полномочий.- по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин).
Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии выборного должностного лица муниципального образования город Ковров назначается, в том числе по достижении пенсионного возраста - для женщин 55 лет.
Судом установлено, что на дату обращения за назначением спорной доплаты истец Табацкова И.В. не достигла возраста 55 лет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения Табацковой И.В. ежемесячной доплаты к пенсии, в связи с чем, отказал истцу в удовлетворении данного требования.
В этой связи довод жалобы о незаконности применения судом положений Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области, судебная коллегия полагает несостоятельным, основанным на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства, а также законодательства, регулирующего работу и гарантии органов местного самоуправления и выборных должностных лиц данных органов.
Также нельзя признать обоснованным довод апелляционной жалобы о несоответствии нормативно-правовых актов органов муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области, регулирующих порядок и условия назначения выборным должностным лицам данного муниципального образования ежемесячной доплат к пенсии, Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Согласно преамбуле Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ им в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Статьей 7 данного закона (п. 1) установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок назначения ежемесячной доплаты к пенсии выборным должностным лицам муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области данным законом не регламентирован.
В пределах своей компетенции Ковровский городской Совет народных депутатов принял решение о назначении спорной ежемесячной доплаты и установил критерии, соответствие которым дает право на такую доплату.
Одним из таких критериев является пенсионный возраст - для женщин 55 лет.
Таким образом, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области не противоречат Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Ссылка в жалобе на Постановления Конституционного Суда РФ от 3 февраля N3-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, во взаимосвязи со статусом истца как многодетной матери, не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции решения.
Судом первой инстанции правильно указано, что для назначения спорной доплаты необходимо соблюдение условий, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области.
Право на спорную доплату не является безусловным, в связи с исполнением выборным должностным лицом своих полномочий, а возникает при условии соответствия заинтересованного лица требованиям, установленным нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области.
Учитывая, что возрастные ограничения, установленные Положением о доплате к государственной пенсии депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, в муниципальном образовании город Ковров, в решении Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 декабря 2008 года N 248, аналогичны возрасту, по достижении которого назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, истец не ограничена в праве на спорную доплату при достижении определенного возраста.
Рассматривая требование Табацковой И.В. о признании незаконным бездействия главы города Ковров в части невынесения решения по ее заявлению о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, суд первой инстанции обоснованно отказал в его удовлетворении, поскольку оснований для принятия по данному вопросу правового акта, как того требует истец, не имеется.
Согласно п. 10 Положения о доплате к государственной пенсии депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, в муниципальном образовании город Ковров принятие правового акта допускается только при установлении такой доплаты.
В тоже время, согласно подп. 30 п. 1 ст. 32 Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области глава городского округа осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения.
При этом, п. 11 ст. 31 данного Устава закреплено, что в случае отсутствия главы города или невозможности исполнения им должностных обязанностей на срок до одного месяца его полномочия в полном объеме осуществляет заместитель главы администрации. В случае отсутствия или невозможности исполнения им должностных обязанностей на срок более одного месяца (за исключением периода очередного календарного отпуска главы города), или в случае отсутствия заместителя главы администрации, лицо, замещающее главу города, назначается городским Советом в соответствии с решением городского Совета.
Таким образом, вопрос об отказе в назначении заинтересованному лицу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в муниципальном образовании городской округ город Ковров Владимирской области может быть рассмотрен заместителем главы администрации в случае отсутствия главы. Результатом такого рассмотрения уполномоченное лицо вправе отразить в письменном ответе, адресованном заинтересованному лицу.
Из материалов дела видно, что заявление Табацковой И.В. о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии рассмотрено и.о. главы города Асваровым З.Д., который письмом от 7 марта 2013 года N 01-100-84/50 уведомил заявительницу об отказе в его удовлетворении (л.д. 7).
Согласно распоряжению главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 1 марта 2013 года N 01-100-25/гл.-1 в период с 4 марта по 15 марта 2013 года именно на Асварова З.Д. были возложены обязанности главы города, который в данное время находился в ежегодном отпуске (л.д. 14).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений при рассмотрении заявления Табацковой И.В. о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, и отказал в удовлетворении ее требования в признании незаконным бездействия главы города Коврова в части не вынесения решения по ее заявлению.
Иные доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец и его представитель в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 14 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Табацковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Сергеева С.М.
Судьи Гришина Г.Н.
Семёнов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.