Владимирский областной суд в составе:
судьи Кирюшиной ОА.
при секретаре Беляковой С.В.
с участием прокурора Куропаткина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимова Н.И. об отмене постановления территориальной (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района Владимирской области N86 от 31 июля 2013 года "Об отказе в регистрации Максимова Н.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N4",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области N165 от 09 июня 2013 года назначены выборы в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 14 мая 2013 года N59 территориальная избирательная комиссия Кольчугинского района Владимирской области наделена полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N4 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва.
06 июля 2013 года Максимов Н.И., выдвинутый в порядке самовыдвижения, обратился в территориальную (окружную) избирательную комиссию Кольчугинского района Владимирской области с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N4.
Согласно подтверждениям о приеме документов от 04 и 23 июля 2013 года Максимов Н.И. представил в избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом в депутаты.
27 июля 2013 года территориальная (окружная) избирательная комиссия Кольчугинского района Владимирской области известила Максимова Н.И. о выявленных фактах неполноты сведений о кандидате и несоблюдении требований закона к оформлению документов, о времени и месте рассмотрения вопроса о его регистрации, направила в его адрес итоговый протокол проверки подписных листов.
Согласно подтверждению о приеме документов от 29 июля 2013 года Максимов Н.И. представил в избирательную комиссию дополнительные документы для регистрации кандидатом в депутаты.
Постановлением территориальной (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района Владимирской области N86 от 31 июля 2013 года Максимову Н.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N4 по следующим основаниям: признание недействительными 17 подписных листов с 340 подписями избирателей; не предоставление кандидатом до 24 июля 2013 года до 18:00 часов документов для регистрации, предусмотренных пунктом 3-1 статьи 28, пунктом 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, а именно: сведений о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведений о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей и сведений о своих расходах, а также расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, а также трудовой книжки и вкладыша к ней, сведений об отсутствии изменений в ранее представленных данных о кандидате.
Максимов Н.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного решения избирательной комиссии, ссылаясь на подлог и фальсификацию обжалуемого постановления председателем избирательной комиссии; на нарушение порядка проведения проверки подписных листов, поскольку такая проверка была проведена до уведомления заявителя о ее начале, без предоставления ему возможности проверить соответствие записей ведомости проверки подписных листов с данными, содержащимися в подписных листах, без документального подтверждения установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, в ведомостях не указано кем и на основании чего сделан вывод о недействительности подписей избирателей. Кроме этого, утвержденный постановлением избирательной комиссии от 10 июня 2013 года N **** состав рабочий группы не содержит сведений о представителях ОМВД по Кольчугинскому району и МРО УФМС России по Владимирской области в городе Кольчугине. Также полагает, что не указание в подписных листах в адресе места жительства сборщика подписей избирателей наименования субъекта Российской Федерации, непредставление кандидатом сведений об отсутствии у него недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, не могут служить основаниями для отказа в регистрации, так как все данные о месте жительства сборщика подписей содержатся в преамбуле подписных листов, а об отсутствии имущества за пределами территории Российской Федерации заявителем было сообщено в устной форме. По мнению заявителя не является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата и не предоставление им сведений об изменении, поскольку предусмотренная пунктом 1 статьи 33 Избирательного кодекса Российской Федерации обязанность по предоставлению кандидатом сведений об изменениях в данных о кандидате не конкретизирована.
В судебном заседании заявитель Максимов Н.И. поддержал заявленные требования в полном объеме и дал аналогичные объяснения, дополнительно пояснив, что подлог и фальсификация обжалуемого постановления заключаются в том, что оно подписано и.о. секретаря избирательной комиссии Г., а не секретарем В ... Также уточнил, что нарушение процедуры проведения проверки подписных листов, по его мнению, заключается в том, что члены рабочей группы А. и К., присутствующие на ее заседании, фактически участия в проверке подписных листов не принимали, а проверка подписных листов была проведена заранее, до начала заседания рабочей группы, о времени начала заседания рабочей группы он также извещен не был. Полагает, что в итоговом протоколе проверки подписных листов содержатся противоречивые сведения, а именно недостоверными подписями избирателей признано - 0 подписей, достоверными - тоже 0. Не оспаривал, что в подписных листах содержатся неоговоренные избирателями исправления в именах, отчествах, фамилиях, серии паспорта, адресе места жительства в дате внесения подписи.
Представитель территориальной (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района Владимирской области с надлежащим образом оформленными полномочиями в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело было рассмотрено в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Владимирской области Образцов В.К. возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что Указом Президента РФ от 06 июня 2013 года N546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" утверждена письменная форма предоставления данных сведений, которые были представлены Максимовым Н.И. в избирательную комиссию по истечении установленного срока (после 18 часов 24 июля 2013 года), в связи с чем, обоснованно не были учтены избирательной комиссией при принятии решения. Полагает, что избирательная комиссия правильно посчитала ненадлежащим оформлением документов, подтверждающих статус неработающего кандидата, представленные Максимовым Н.И. фрагменты трудовой книжки и вкладыша к ней, признала 340 подписей избирателей недействительными в связи указанием неполных сведений об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Порядок проверки подписных листов не нарушен. Временное возложение обязанностей секретаря избирательной комиссии на другое лицо не противоречит закону. Не оспаривал, что у кандидата Максимова Н.И. отсутствовала обязанность по предоставлению сведений об изменении (отсутствии изменений) в данных о кандидате.
Заслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление Максимова Н.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 вышеуказанной нормы Закона вместе с заявлением о согласии баллотироваться по одномандатному (двухмандатному) избирательному округу кандидат представляет в избирательную комиссию копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Вместе с указанным заявлением в окружную избирательную комиссию представляются сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Пунктом 3.1 статьи 33 данного Закона установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 3, 3-1 статьи 28 Избирательного кодекса Владимирской области, утвержденного Законом Владимирской области от 13 февраля 2003 года 310-ОЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09 июня 2013 года).
В силу части 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, утвержденного Законом Владимирской области от 13 февраля 2003 года N10-ОЗ (в редакции от 28 мая 2013 года), для регистрации кандидатов, списков кандидатов не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов (в данном случае до 24 июля 2013 года до 18 часов), кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию документы: первый финансовый отчет, сведения об изменениях, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей и список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 5 статьи 31 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти Владимирской области) также документов, указанных в пункте 3-1 статьи 28 настоящего Кодекса, иных предусмотренных настоящим Кодексом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Избирательным кодексом Владимирской области для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области).
Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентируется статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
В пункте 11 названной статьи установлены сведения, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 статьи 37).
Аналогичные требования установлены в статье 32 Избирательного кодекса Владимирской области.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органа регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей наименования субъекта Российской Федерации, района является безусловным требованием федерального законодательства, обязательным для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который также содержит разъяснение о том, что в подписном листе может не содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
Территориальной (окружной) избирательной комиссией Кольчугинского района 15 июня 2013 года принято постановление N38 "О проведении полной проверки достоверности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N4".
В ходе проверки установлено, что приведенные обстоятельства в отношении избирателей и сборщика подписей, указанных в представленных Максимовым Н.И. подписных листах, отсутствуют.
Судом установлено, что в поддержку самовыдвижения кандидатом Максимовым Н.И. было представлено в избирательную комиссию 17 подписных листов, содержащих 340 подписей избирателей, которые все были проверены рабочей группой избирательной комиссии.
Как следует из содержания представленных Максимовым Н.И. подписных листов и никем из сторон не оспаривается, в подписных листах в количестве 17, содержащих 340 подписей избирателей, в графе, содержащей сведения о сборщике подписей Максимове Н.И., не указан субъект Российской Федерации - Владимирская область, район - Кольчугинский район.
Довод заявителя о том, что в указанных в его паспорте сведениях о регистрации по месту жительства наименования субъекта Российской Федерации и района дает ему право при оформлении подписного листа указать информацию в меньшем объеме, чем это предусмотрено действующим законодательством, является несостоятельным, поскольку согласно статьям 5, 6 Закона Владимирской области от 10 декабря 2001 года N130-ОЗ (в редакции от 12 декабря 2012 года N156-ОЗ) "Об административно-территориальном устройстве Владимирской области и порядке его изменения" административным центром области является город Владимир, с входящими в состав области районными административно-территориальными образованиями, в том числе Кольчугинским районом.
Доводы заявителя об указанных в преамбуле подписных листов всех сведений о сборщике подписей Максимове Н.И., являющегося одновременно кандидатом, противоречит приведенным выше нормам закона, в соответствии с которыми, такие сведения должны быть указаны в месте размещения сведений о сборщике подписей. При этом действующее законодательство не предусматривает возможности восполнения недостающих сведений о сборщике подписей путем изучения подписных листов и выявления в них сведений об этом лице, выступающем в качестве кандидата, а также каких-либо исключений в указании сведений о сборщике подписей в поддержку кандидата, одновременно являющегося кандидатом.
Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата подлежат неукоснительному исполнению, поскольку государство от гражданина, претендующего на занятие государственной должности в законодательном (представительном) органе государственной власти, вправе требовать строгого соблюдения всех предписаний избирательного законодательства.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"), а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт "з").
Следовательно, избирательная комиссия правомерно признала 340 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Максимова Н.И. недействительными и отказала в регистрации его кандидатом по данному основанию.
Иные основания признания подписей избирателей недействительными, примененные избирательной комиссией, заявителем не оспариваются. Так, в результате проверки подписных листов рабочая группа согласно данным, содержащимся в ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата Максимова Н.И., исключила 16 подписей по основанию подпункта "в" пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, в соответствии с которыми недействительными признаются подписи избирателей из-за несоответствия действительности сведений об избирателе, а именно имя, отчество, фамилия, адрес места жительства не соответствуют паспортным данным избирателей; 2 подписи исключены по основанию подпункта "е" пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, в соответствии с которым недействительными признаются подписи избирателей с неоговоренными избирателями исправлениями в датах их внесения"; 71 подпись исключена по основанию подпункта "ж" пункта 12 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, в соответствии с которым недействительными признаются подписи избирателей с неоговоренными избирателями исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателе, а именно в годе рождения, серии паспорта, номере паспорта, адресе места жительства, фамилии, имени, отчестве избирателей. Всего по указанным основаниям было признано недействительными 89 подписей избирателей или более 26%. Данное обстоятельство в силу положений подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Довод заявителя о наличие в протоколе об итогах проверки подписных листов противоречивой информации о количестве недостоверных подписей - "ноль", количестве достоверных подписей - также "ноль" основан на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 13 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
По смыслу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года достоверные подписи - это те подписи, которые не признаны недостоверными и (или) недействительными. Поскольку как указывалось выше количество подписей, признанных недействительными составило 340 подписей, то в итоговом протоколе обоснованно указано количество достоверных подписей - "ноль".
Являются необоснованными утверждения заявителя о нарушении порядка проверки подписных листов по следующим основаниям.
Состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в территориальную (окружную) избирательную комиссию Кольчугинского района в период избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, утвержден постановлением территориальной избирательной комиссии от 10 июня 2013 года N ****. В состав группы, в том числе, включены представитель ОМВД России по Кольчугинскому району (по согласованию), представитель МРО УФМС России по Владимирской области в городе Кольчугино (по согласованию).
Порядок деятельности рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в территориальную (окружную) избирательную комиссию Кольчугинского района регулируется соответствующим Положением, утвержденным постановлением данной избирательной комиссии от 10 июня 2013 года N25.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 названного Положения рабочая группа образуется из числа членов комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов. Для выполнения задач рабочей группы к проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также иных государственных органов. Указанная норма согласуется с пунктом 6 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области.
В связи с чем включение в состав рабочей группы представителей ОМВД России по Кольчугинскому району МРО УФМС России по Владимирской области в городе Кольчугино по согласованию, без указания конкретных лиц, не противоречит указанным выше нормам. Иное означало бы вмешательство в деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Направление избирательной комиссией в адрес кандидата Максимова Н.И. уведомления от 26 июля 2013 года N 01-15/175 о проведении 27 июля 2013 года проверки подписей, собранных в его поддержку, без указания времени начала проведения проверки не повлекло нарушения прав последнего, поскольку Максимов Н.И. принял личное участие в заседании рабочей группы 27 июля 2013 года.
Каких-либо доказательств нарушения членами рабочей группы порядка использования программно-технических и коммуникационных возможностей, представляемых ГАС "Выборы", заявителем не представлено, его доводы носят предположительный характер.
Предположительный характер носит и утверждение Максимова Н.И., что члены рабочей группы А. и К. не принимали участия в проверке подписных листов. Из объяснений самого заявителя следует, что указанные лица присутствовали на заседание рабочей группы 27 июля 2013 года. Данное обстоятельство подтверждается представленным в суд итоговым протоколом проверки подписных листов 27 июля 2013 года, из содержания которого следует, что в 11 часов 46 минут он был подписан членами рабочей группы, включая А. и К..
Направление 26 июля 2013 года, то есть до начала заседания рабочей группы по проверке подписных листов, запроса в МРО УФМС России по Владимирской области в городе Кольчугино, не противоречит пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, пункту 6 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, устанавливающим порядок проведения процедуры проверки собранных подписей избирателей.
В качестве одного из оснований отказа в регистрации кандидата Максимова Н.И. указано непредставление последним документов, предусмотренных пунктом 3-1 статьи 28 Избирательного кодекса Владимирской области, а именно:
а) сведений о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Указанная норма согласуется с пунктом 3.1 статьи 33 Закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N546, устанавливающим письменную форму предоставления названных сведений.
Судом установлено, что данные документы кандидатом Максимовым Н.И. представлены в территориальную (окружную) избирательную комиссию Кольчугинского района Владимирской области по одномандатному избирательному округу N4 29 июля 2013 года (подтверждение N01-15/186 от 29 июля 2013 года), то есть по истечении установленного законом срока (до 18 часов 00 минут 24 июля 2013 года), в связи с чем, обоснованно не были приняты избирательной комиссией во внимание при принятии обжалуемого решения.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости представлять данные сведения при отсутствии за пределами Российской Федерации имущества, обязательств имущественного характера основаны на неправильном толковании норм закона.
Суд находит несостоятельным довод заявителя о своевременном устранении факта неполноты представленных сведений о кандидате, поскольку в силу положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года 367-ФЗ, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате (кандидатах), вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (то есть ранее в установленные сроки такой документ был представлен в избирательную комиссию). В данном случае указанные сведения не были представлены Максимовым Н.И. в установленный законом срок, то есть до 18 часов 00 минут 24 июля 2013 года.
В качестве основания для отказа в регистрации избирательная комиссия также указала не представление кандидатом документов, подтверждающих указанный им статус временно не работающего.
В силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67 под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно неработающий.
Из материалов дела следует, что 04 июля 2013 Максимовым Н.И. вместе с заявлением о согласии кандидата баллотироваться по соответствующему избирательному округу в качестве документа, подтверждающего указанные им в заявлении сведения о статусе временно неработающего, был предоставлен фрагмент вкладыша из трудовой книжки **** на двух листах (страницы 1 и 9).
Во исполнение требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67, 27 июля 2013 года избирательная комиссия известила кандидата Максимова Н.И. о выявленном факте несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных кандидатом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и регистрации, разъяснив ему право на внесение уточнений и дополнений в представленный документ и срок совершения указанных действий (постановление комиссии N77 от 27 июля 2013 года, извещение N1 от 27 июля 2013 года).
29 июля 2013 года заявителем были представлены в избирательную комиссию фрагменты трудовой книжки с вкладышем в трудовую книжку на 4 листах.
Анализируя представленные кандидатом Максимовым Н.И. фрагменты документов, подтверждающих указанный им статус временно неработающего, в совокупности с положениями статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 38 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N225 "О трудовых книжках", суд приходит к выводу, что надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие статус временно неработающего кандидата Максимова Н.И., представлены в избирательную комиссию не были.
При этом суд исходит из того, что форма трудовой книжки и вкладыша к ней должны быть установленного образца, вкладыш без трудовой книжки недействителен, запись под номером 36 о расторжении трудового договора **** года, содержащаяся во фрагменте вкладыша в трудовую книжку, не позволяет определить, что она является последней.
Неподтверждение рода занятий, под которым понимается статус временно неработающего, соответствующими документами, в частности копией трудовой книжки и вкладыша к ней, является основанием для отказа заявителю в регистрации по подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2013 года.
Как указывалось выше, частью 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области на кандидата возложена обязанность по представлению в соответствующую избирательную комиссию сведений об изменениях.
Из смысла указанной правой нормы следует, что сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных, предоставляются в том случае, если такие изменения имели место с момента уведомления избирательной комиссии до истечения срока подачи документов.
Из объяснений сторон следует, что в период с 04 июля по 18:00 часов 24 июля 2013 года никаких изменений в данных о кандидате Максимове Н.И., ранее представленных в избирательную комиссию, не произошло. Доказательств обратного суду не представлено.
В связи с чем, у Максимова Н.И., не возникла установленная законом обязанность по представлению сведений об изменении в данных о кандидате, что в силу подпункта "в" пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Российской Федерации не могло являться самостоятельным основанием для отказа кандидату в регистрации.
В качестве одного из оснований для отмены обжалуемого постановления N86 от 31 июля 2013 года заявитель ссылается на его подлог и фальсификацию, выразившейся в присутствии на заседании избирательной комиссии 31 июля 2013 года в качестве секретаря избирательной комиссии Г., а не В..
Территориальная избирательная комиссия Кольчугинского района сформирована в количестве 12 членов комиссии с правом решающего голоса.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области N **** от **** года председателем данной комиссии назначена Ф..
11 ноября 2010 года обязанности секретаря комиссии возложены на В..
Согласно пунктам 6.9; 6.11 Положения о территориальной избирательной комиссии Кольчугинского района, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Владимирской области N **** от ****, секретарь комиссии избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. В случае временного отсутствия секретаря комиссии, решением комиссии обязанности секретаря могут быть возложены на других членов комиссии с правом решающего голоса.
В связи с временным отсутствием В. на заседании избирательной комиссии 31 июля 2013 года, постановлением территориальной (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района N82 от 31 июля 2013 года обязанности секретаря данной комиссии возложены на Г..
В связи с чем, суд приходит к выводу, что временное исполнение 31 июля 2013 года Г. обязанностей секретаря территориальной комиссии Кольчугинского района не противоречит вышеуказанным нормам.
Правомочность принятия оспариваемого решения по иным основаниям заявителем не оспаривается.
Как следует из протокола заседания избирательной комиссии от 31 июля 2013 года N25, на ее заседании при рассмотрении вопроса об отказе в регистрации кандидату Максимову Н.И. присутствовало 8 из 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, то есть имелся необходимый кворум для принятия такого решения. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами по делу.
Избирательной комиссией принимались необходимые меры по своевременному вручению оспариваемого решения кандидату ****, что подтверждается актами N1, 2, 3, 4 и 5 от 31 июля 2013 года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что принимая постановление N86 от 31 июля 2013 года "Об отказе в регистрации Максимову Н.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N4" территориальной (окружной) избирательной комиссией Кольчугинского района Владимирской области не были нарушены вышеуказанные требования избирательного законодательства, в связи с чем, данное постановление является законным и не подлежит отмене.
Указание избирательной комиссией в качестве основания для отказа в регистрации кандидата не представление сведений об изменениях, не влияют на правильность принятого постановления, поскольку имеются иные, указанные выше самостоятельные основания, для отказа в регистрации кандидата Максимова Н.И..
В связи с чем, основания для удовлетворения заявления Максимова Н.И. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Заявление Максимова Н.И. об отмене постановления территориальной (окружной) избирательной комиссии Кольчугинского района Владимирской области от 21 июля 2013 года N 86 "Об отказе в регистрации Максимова Н.И. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N4" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Судья Владимирского областного суда: О.А. Кирюшина
****
****
****
****
****
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.