Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.
при секретаре Барышниковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области по жалобе главы администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Зеленева В.С. на постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 15 апреля 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
15 апреля 2013 года постановлением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области администрация Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
С постановлением судьи районного суда не согласился глава администрация Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Зеленев В.С., который оспаривает его законность и просит отменить, поскольку судом не полностью выяснены все обстоятельства по делу. При этом им заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы.
Считаю возможным заявленное ходатайство удовлетворить, восстановить пропущенный срок для обжалования решения судьи и рассмотреть дело по существу.
Исследовав материалы дела, нахожу постановление судьи законным и обоснованным.
В силу ст.9.2 КоАП РФ, нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области строительства, безопасности гидротехнических сооружений порядка управления.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений, иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника", от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 12 января 1998 г. (БНА ФОИВ. 1998. N 5).
Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 вышеназванного Закона.
Перечень нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений закреплен в статье 19 ФЗ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст.3 Закона, декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
В силу ст.10 Закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществления ее государственной экспертизы определен Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303. Согласно Положению декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора плановой документарной проверки, установлено, что администрация Лозновского сельского поселения не в полной мере осуществляет деятельность по обеспечению безопасности при эксплуатации ГТС пруда "Безымянный" на "адрес", тем самым нарушая требования ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
По результатам проведенной проверки, Главным государственным инспектором отдела по надзору за объектами электроэнергетики, тепловыми установками и гидротехническими сооружениями Машаровой О.В. был составлен протокол N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны все допущенные администрацией Лозновского сельского поселения нарушения Закона, которые и послужили основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ, а именно:
-отсутствуют согласованные с Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС пруда " " ... " на "адрес" -
ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
-отсутствует обученный персонал в области безопасности ГТС - ст.ст.8,9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", п.а гл.3 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37.
-отсутствует договор страхования, страховые полиса на ГТС пруда " Безымянный" на "адрес", тем самым не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате аварии ГТС - нарушение ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
-отсутствуют сведения о гидротехнических сооружениях ГТС пруда " Безымянный" на "адрес", необходимые для формирования и ведения Российского реестра ГТС - нарушение ст.ст.7,9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
-не ведется контроль и визуальное наблюдение за ГТС пруда " Безымянный" на "адрес"(журналы наблюдений не ведутся) - нарушение ст.ст.8,9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
-отсутствует "Расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС пруда " Безымянный" на "адрес", согласованный с Облкомприродой - нарушение требований ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", п.1 разд.4 Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного Приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002г.
-отсутствуют сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на ГТС пруда " Безымянный" на "адрес" - нарушение требований ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
-не разработана и не утверждена в Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора декларация безопасности ГТС пруда " Безымянный" на "адрес" - нарушение требований ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Под эксплуатирующей организацией, согласно ст. 3 Закона понимается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;
По акту приема-передачи ГТС пруд " Безымянный", расположенный по адресу: "адрес" передан в Лозновское сельское поселение и состоит на балансе данного юридического лица, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Лозновского сельского поселения.
Таким образом, судья районного суда правильно пришел к выводу, что ответственность за соблюдение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения лежит именно на Лозновском сельском поселении. Также судьей верно было установлено наличие в действиях указанного юридического лица нарушений Закона, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ.
Вина администрации Лозновского сельского поселения в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием N " ... " об устранении нарушений законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи муниципального имущества; выпиской из реестра муниципальной собственности Лозновского сельского поселения.
При таких обстоятельствах полагаю, что судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины администрации Лозновского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ.
Наказание соответствует характеру совершенного административного правонарушения и назначено в пределах санкции ст.9.2 КоАП РФ.
Содержащиеся в жалобе доводы по сути сводятся к несогласию администрации Лозновского сельского поселения с необходимостью декларирования безопасности гидротехнического сооружения, со ссылкой на решение Дубовского районного суда от 22.05.2008 г., в соответствии с которым в иске и.о. Волгоградского межрайонного прокурора к администрации Лозновского сельского поселения о присуждении обязанности по декларированию водохранилища " Безымянное" на "адрес" было отказано с указанием на отсутствие необходимости декларирование безопасности спорного объекта в связи с неработоспособным состоянием ГТС и отсутствием ремонтных работ на нем.
Однако в данном случае представителем администрации Лозновского сельского поселения не учтено, что отсутствие декларации безопасности ГТС пруда " Безымянный" на "адрес" является лишь одним из многих нарушений, зафиксированных протоколом N " ... "/ N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, действующий КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих преюдициальное значение вынесенных иными судами судебных актов при рассмотрении административных дел. Юридическое значение в данном случае имеет лишь наличие конкретного события административного правонарушения, лицо его совершившее и его виновность в совершении административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).
Целью ст.9.2 КоАП РФ является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений как необходимого условия защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций.
В связи с указанным, доводы жалобы о том, что гидротехническое сооружение пруда " Безымянный" никем не эксплуатируется, в связи с чем соблюдать нормы и правил безопасности ГТС нет необходимости, являются несостоятельными, поскольку это не гарантирует отсутствие вероятности возникновения чрезвычайной ситуации.
Оснований для отмены или изменения постановления суда не усматривается.
Значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного постановления жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 15 апреля 2013 года о привлечении администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу главы администрации Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Зеленева В.С. - без удовлетворения.
" ... "
" ... "
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда Коробицын А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.