Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Захаровой Т.А.,
судей - Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре - Крюковой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмадченко Марины Сергеевны в защиту интересов несовершеннолетней Шмадченко Ксении Вячеславовны к администрации Волгограда о понуждении к обеспечению места в дошкольном образовательном учреждении
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгограда Исаевой О.Е.
на заочное решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 мая 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Шмадченко Марины Сергеевны в защиту интересов несовершеннолетней Шмадченко Ксении Вячеславовны к администрации Волгограда о понуждении к обеспечению места в дошкольном образовательном учреждении - удовлетворить.
Обязать администрацию Волгограда предоставить путевку на поступление Шмадченко Ксении Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в группу полного дня в дошкольное образовательное учреждение г. Волгограда, расположенное на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шмадченко М.С. в защиту интересов несовершеннолетней Шмадченко К.В. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда о понуждении к обеспечению места в дошкольном образовательном учреждении, указав что, она является матерью Шмадченко К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, встала в очередь на поступление в МОУ детский Краснооктябрьского района г. Волгограда 26 октября 2011 года. В настоящее время Шмадченко К.В. не предоставлена возможность реализовать свое конституционное право на бесплатное дошкольное образование.
После уточнения требований, просила суд обязать администрацию г. Волгограда предоставить Шмадченко К.В. место в группе полного дня муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенного в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Судом постановлено указанное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать, ввиду неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем дело в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно части 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В силу части 3 статьи 18 Закона РФ "Об образовании", для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно части 1 статьи 16 Закона РФ "Об образовании", общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с пунктами 3-5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562 и регулирующего деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Согласно пункту 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
При этом наступление очереди по списку будущих воспитанников в качестве обязательного условия приёма детей в дошкольное образовательное учреждение, несоблюдение которого может повлечь отказ в приеме, положениями указанных выше актов федерального законодательства не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
На основании пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Из данных положений следует, что обязанность по реализации конституционного права жителей города Волгограда на общедоступное бесплатное дошкольное образование возложена на Администрацию Волгограда.
При рассмотрении дела судом установлено, что Шмадченко М.С. и Шмадченко В.А. являются родителями Шмадченко Ксении Вячеславовны, родившейся 7 сентября 2011 года. Несовершеннолетняя дочь Шмадченко К.В. проживает с родителями в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
26 октября 2011 года Шмадченко К.В. зарегистрирована в Книге будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования Краснооктябрьского района г. Волгограда, поставлена в очередь на получение места в ДОУ под N 38.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела в суде администрацией Волгограда не организовано дошкольное образование несовершеннолетней Шмадченко Е.В. ни в одной из форм реализации права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. В результате созданы препятствия ребёнку в реализации указанного конституционного права, а также его матери в реализации права на свободный труд.
С момента постановки ребенка в очередь до настоящего времени прошло более двух лет, что превышает разумный срок для исполнения мер по организации дошкольного образования Шмадченко Е.В.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше положениями действующего законодательства, не ставящими право ребенка на поступление в дошкольное образовательное учреждение в зависимость от очередности учётных записей о регистрации детей, как будущих воспитанников, и имеющими высшую юридическую силу по отношению к Положению о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Волгограда, утвержденному приказом департамента по образованию администрации Волгограда N 155 от 16 марта 2012 года, на которое ссылается ответчик в апелляционной жалобе, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку не предоставление несовершеннолетней Шмадченко К.В. места в МДОУ Краснооктябрьского района г. Волгограда и не направление ребёнка на поступление в МДОУ Краснооктябрьского района г. Волгограда является незаконным и нарушает конституционное право ребенка на получение бесплатного дошкольного образования.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что у Шмадченко Е.В. отсутствуют льготы на поступление в ДОУ и, соответственно, отсутствуют основания для выдачи ей путевки на поступление в дошкольное образовательное учреждение, а удовлетворение исковых требований влечет нарушение прав и законных интересов других будущих воспитанников дошкольных учреждений, не могут быть признаны состоятельными, как основанные на неправильном применении заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда о том, что право на дошкольное образование реализуется в полном объеме независимо от времени пребывания воспитанника в ДОУ, и возложение на ответчика обязанности предоставить путёвку именно в группе полного дня является вмешательством в деятельность дошкольного учреждения.
Учитывая изложенное, доводы ответчика, приведённые в апелляционной жалобе не могут быть признаны состоятельными, как основанные на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
Указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
При таком положении основания для отмены вынесенного судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Волгограда Исаевой О.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.