судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Г.М.,
судей Бабайцевой Е.А., Шиповской Т.А.,
при секретаре Щигиревой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Городищенского муниципального района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Орловская средняя общеобразовательная школа Городищенского муниципального района Волгоградской области", администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания
по апелляционной жалобе представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности М
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 04 июня 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Орловская средняя общеобразовательная школа Городищенского муниципального района Волгоградской области" А, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Еланскову Л.Ф., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Городищенского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Орловская средняя общеобразовательная школа Городищенского муниципального района Волгоградской области" (далее - МБОУ "Орловская СОШ"), администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об образовании установлено, что обучающимся в МБОУ "Орловская СОШ" не предоставляется двухразовое горячее питание, чем нарушаются требования законодательства, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08". Учитывая, что учредителем МБОУ "Орловская СОШ" является администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, просил обязать МБОУ "Орловская СОШ", администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для учащихся МБОУ "Орловская СОШ".
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности М оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционную инстанцию представитель ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
На основании ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.
По правилам ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждение. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
В соответствии с п.п. 6.8., 6.34. СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, обучающимся в МБОУ "Орловская СОШ" в нарушение положений СанПиН 2.4.5.2409-08 не предоставляется двухразовое горячее питание.
Учредителем МБОУ "Орловская СОШ" является муниципальное образование Городищенского района Волгоградской области.
Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Согласно Положению об организации питания учащихся МБОУ "Орловская СОШ" организация питания обучающихся является отдельным обязательным направлением деятельности школы.
Администрация школы совместно с классными руководителями осуществляет организационную и разъяснительную работу с обучающимися и родителями с целью организации питания обучающихся на платной или бесплатной основе, обеспечивает принятие организационно-управленческих решений, направленных на обеспечение горячим питанием обучающихся, принципов и санитарно-гигиенических основ здорового питания, ведение консультативной и разъяснительной работы с родителями учащихся.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, правильно ссылаясь на вышеизложенные нормы права, исходил из того, в МБОУ "Орловская СОШ" в нарушение требований федерального законодательства обучающимся не предоставляется двухразовое горячее питание, в связи с чем верно возложил обязанность организовать для учащихся школы двухразовое горячее питание (завтрак и обед) в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 на МБОУ "Орловская СОШ" и администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований, поскольку нашло свое подтверждение нарушение законодательства, а также прав учащихся школы в связи с отсутствием двухразового питания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором не представлено ни одного доказательства, подтверждающего нарушение ответчиками требований п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08, несостоятельны, поскольку опровергаются материалами гражданского дела.
Ссылка апеллянта на то, что суду необходимо было установить наличие или отсутствие в образовательном учреждении технической возможности к предоставлению двухразового питания, не влечет отмену судебного акта.
Суждение о необоснованном удовлетворении иска в части требований к администрации района не принимается судебной коллегией во внимание, так как основано на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
При таких данных решение Городищенского районного суда Волгоградской области об удовлетворении исковых требований прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 04 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционною жалобу представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности М - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.