Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Кузнецовой Г.М.,
судей Бабайцевой Е.А., Петрушенко Ф.П.
при секретаре Куровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Тракторозаводском районе г. Волгограда на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования П.С.В. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кузнецовой Г.М., выслушав возражения П.С.В. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда - (далее по тексту - УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда) о назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по пенсионным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении, поскольку у нее отсутствует необходимый специальный стаж. В специальный стаж для назначения пенсии не были включены периоды ее трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... ", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет 00 месяцев 29 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет 01 месяц 00 дней - когда она находилась на курсах усовершенствования и повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 02 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 дня (всего 00 лет 01 месяц 10 дней), когда она находилась в служебных командировках.
Просила суд признать решение УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать включить в специальный стаж указанные периоды ее работы. Признать право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязав ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что наименование учреждения " " ... "" не предусмотрено Списком должностей и учреждений; работодатель не подтвердил факт льготной работы, отсутствует код профессии в индивидуальных сведениях; " ... " не является учреждением здравоохранения, это один из видов федеральной гражданской службы; не подлежат зачету курсы повышения квалификации, направление в командировки, поскольку право на досрочную пенсию имеют работники, постоянно занятые выполнением работ в течение полного рабочего дня.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания, детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно письму "Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 07 октября 2005 года N0100/8157-05-32 "Об установлении тождества наименования учреждения" на основании разъяснения, полученного из Министерства здравоохранения и социального развития РФ, периоды работы в Центрах гигиены и эпидемиологии, подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являющейся федеральным органом исполнительной власти, могут быть включены в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с применением пункта 8 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В п. 8 раздела "Наименование учреждений" Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, указаны Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 N 569 (ред. от 05 июня 2013) "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" такой орган как Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах, районах были упразднены, а функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора были переданы " ... ".
В силу Положения об осуществлении Госсанэпиднадзора в РФ от 30 мая 2006 года N 144, " ... " является Территориальным органом " ... " и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
ДД.ММ.ГГГГ П.С.В. обратилась в УПФР в Тракторозаводском районе г. Волгограда о назначении ему досрочной трудовой пенсии.
Решением N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении, поскольку у нее отсутствует требуемый стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - " ... " лет, подтвержден " ... " лет " ... " месяца 00 дней.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ П.С.В. уволена с должности " ... ".
ДД.ММ.ГГГГ П.С.В. назначена на государственную должность государственной службы ведущего специалиста - эксперта отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории, где работает по настоящее время.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж работы П.С.В. периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в " ... ", суд руководствовался п. 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пении по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "
В оспариваемые периоды работы истец в течение полного рабочего дня осуществляла трудовую деятельность в учреждении здравоохранения в качестве " ... ", то есть осуществляла лечебную деятельность и деятельность по охране населения.
Также суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что до и после реорганизации Федеральной службы истец выполняла тождественные функции и характер ее деятельности не изменялся, ее деятельность была связана с охраной здоровья населения, факт выполнения истцом работы по санитарно-эпидемиологическому обслуживанию населения подтверждается должностным регламентом.
Периоды нахождения П.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации правомерно включены в льготный стаж, поскольку в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ). Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Судом правильно включены периоды нахождения П.С.В. в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как на основании статей 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Принимая во внимание, что на момент обращения П.С.В. с заявлением общий трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил более N " ... " лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель не подтвердил факт льготной работы, отсутствует код профессии в индивидуальных сведениях, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку невыполнение работодателем обязанности по указанию кода льготы не может ограничивать пенсионные права истца, которые подтверждены совокупностью представленных доказательств.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют суждения письменных возражений на исковое заявление, которые уже являлись предметом судебного разбирательства и получили надлежащую правовую оценку в суде первой инстанции, что нашло отражение в мотивировочной части решения.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов суда и иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения, отличные от примененных судом.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Тракторозаводском районе г. Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна: судья
Волгоградского
Областного суда Г.М.Кузнецова
ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.