Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Захаровой Т.А.,
при секретаре Трифанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе заинтересованного лица - Главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Гель И.С.
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2013 года, которым
заявление Загарева Вячеслава Владимировича об оспаривании решения должностного лица - удовлетворено частично, а именно:
признать Распоряжение главы Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-р "О перерасчете пенсии за выслугу лет" незаконным;
обязать главу Иловлинского муниципального района Волгоградской области устранить нарушение прав Загарева Вячеслава Владимировича путем восстановления размера пенсии за выслугу лет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении заявления в части отмены Распоряжения главы Иловлинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-р "О перерасчете пенсии за выслугу лет" - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышева Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Загарев В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица - Распоряжения главы Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-р "О перерасчете пенсии за выслугу лет", в котором просил признать оспариваемое распоряжение незаконным, отменить его и устранить в полном объеме нарушение его прав.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что являлся главой муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. В связи с выходом на пенсию в ноябре 2009 г. ему как лицу, замещавшему муниципальную должность, на основании Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Иловлинского муниципального района Волгоградской области, утвержденного Решением Иловлинской районной Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", была установлена пенсия за выслугу лет в размере 31426 руб. 62 коп., которая в дальнейшем неоднократно индексировалась. С мая 2013 г. размер пенсии стал составлять 11112 руб. 50 коп. После его обращения ему стало известно, что размер его пенсии был уменьшен на основании распоряжения главы Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-р. Полагает указанное распоряжение незаконным, поскольку пенсия за выслугу лет ему назначена на основании Положения в редакции, действующей во время его выхода на пенсию, а внесение последующих изменений в данный правовой акт, которые ухудшают его положение, не подлежат применению по отношению к размеру его пенсии.
Просил обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области устранить в полном объёме допущенное нарушение пенсионных прав заявителя, отменить распоряжение Главы администрации Иловлинского муниципального района Гель И.С. N " ... "-р от ДД.ММ.ГГГГ "О перерасчёте пенсии за выслугу лет", признав его незаконным.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо - Глава администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Гель И.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, в соответствии с которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В обоснование жалобы указал на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Утверждает, что целью издания оспариваемого распоряжения Главой Иловлинского муниципального района Гель И.С. явился не перерасчёт пенсии Загареву В.В., а приведение данного вопроса в соответствие с нормами, установленными законодательством Волгоградской области.
В судебном заседании представитель заявителя Загарева В.В. - Загарев Д.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному) служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского: судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из содержания п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009, года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий; (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,: должностных лиц, государственных и муниципальных служащих следует, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п. 25 указанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать, целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Загарев В.В. замещал высшую муниципальную должность - глава Иловлинского муниципального района Волгоградской области, председатель Иловлинской районной Думы, имеет стаж муниципальной службы более 26 лет и уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока полномочий и выходом на пенсию.
Распоряжением главы Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-р "О назначении пенсии за выслугу лет" на основании протокола заседания совместной комиссии по вопросам пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы и определению стажа муниципальной службы муниципальным служащим Иловлинского муниципального района Загарев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в размере 31426,62 руб. (л.д. 7 - 8).
Размер пенсии был определен по правилам Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Иловлинского муниципального района Волгоградской области, утвержденного Решением Иловлинской районной Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
Контрольно - счетной палатой Иловлинского муниципального района проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств администрацией Иловлинского муниципального района за 2012 год. В ходе проверки было установлено, что размер назначенной Загарев В.В. противоречит положениям п. 3 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 N 778-ОД (ред. от 22.10.2008) "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области". В нарушение ч. 2 ст. 11 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 N 1791-ОД "О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области" размер назначенной Загарев В.В. пенсии превышает максимальный размер пенсии, установленный для лиц, занимающих соответствующие государственные должности Волгоградской области. В связи с установленными нарушениями Администрации Иловлинского муниципального района предложено внести в Положение о пенсионном обеспечении норму, определяющую порядок перерасчета назначенной пенсии.
Указанные факты содержатся в акте проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств администрацией Иловлинского муниципального района за 2012 год от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждены показаниями в судебном заседании свидетеля - председателя контрольно - счетной палаты Врублевского А.Г.
Распоряжением главы Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-р "О перерасчете пенсии за выслугу лет", принятым на основании акта председателя контрольно - счетной палаты Иловлинского муниципального района, произведен перерасчет пенсии за выслугу лет Загарев В.В. и с ДД.ММ.ГГГГ определено к выплате 11112 руб. 50 коп.ежемесячно (л.д. 78-79).
Решением Иловлинской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в Положение о пенсионном обеспечении были внесены изменения, подпункт 2 статьи 7 был изложен в следующей редакции:
Размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности с 01.01.2006, исчисляется в размере 36 процентов их среднемесячного денежного вознаграждения за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности до 01.01.2006, исчисляется в размере 45 процентов, а при условии наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет и за каждый полный год стажа муниципальной службы дополнительно 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсияхв РФ", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% исчисляемого денежного вознаграждения.
Пункт 2 указанного Решения устанавливает, что оно вступает в законную силу со дня его подписания, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Нормы, предусматривающей распространение действия изменений на правоотношения, возникшие ранее ДД.ММ.ГГГГ, Решение не содержит.
Пункты 2, 4 статьи 7 Положения о пенсионном обеспечении в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых была назначена пенсия заявителю, противоречащими федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, недействующими полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, не признавались, в связи с чем, подлежат применению к спорным правоотношениям.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях Главы администрации Иловлинского муниципального района имеются нарушения требований действующего законодательства, поскольку его Распоряжение по содержанию основано на неверном толковании норм материального права, а по форме необоснованно и принято с нарушением установленного порядка.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
При постановлении решения, судом принят за основу принцип, изложенный в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случаях, установленных законом. Правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет, устанавливая порядок исчисления трудовых пенсий, исходя в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм, которая согласно ст. 19 гарантирует равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу п. 12. ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 9.2 Закона Волгоградской области от 11.02.2008 N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Уставом Иловлинского муниципального района Волгоградской области (принят постановлением Иловлинской районной Думы Волгоградской обл. от 13.12.2006 N 23/156) (ред. от 26.10.2012) предусмотрено, что при выходе на пенсию главе Иловлинского муниципального района назначается дополнительная муниципальная пенсия в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Иловлинского муниципального района Волгоградской области. Финансирование расходов на социальные гарантии главе Иловлинского муниципального района осуществляется за счет средств бюджета Иловлинского муниципального района (ст.21 п.п. 7,8).
Решением Иловлинской районной Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " утверждено "Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Иловлинского муниципального района Волгоградской области".
Пунктами 2, 4 статьи 7 указанного Положения в редакции от 31.01.2008 г. было предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, исчисляется в размере 45% их среднемесячного денежного вознаграждения, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что новые правила, установленные с учетом изменений, внесенных в Положение о пенсионном обеспечении Решением Иловлинской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " на Загарев В.В. не распространяются, поскольку обратной силы не имеют в соответствии с общеправовым принципом отсутствия у закона обратной силы и распространения его действия на правоотношения, возникшие после введения его в действие. Указанный принцип имеет общеправовое значение и понимается в широком смысле, включая акты всех органов государства и все разновидности правовых норм.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона Волгоградской области от 11.02.2008 N 1626-ОД в редакции от 22.10.2008 г., действовавшей в спорный период, лицам, замещавшим государственные должности Волгоградской области до 1 января 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов ежемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
По правилам ч. 3 ст. 6 Закона в той же редакции, лицам, замещавшим государственные должности Волгоградской области с 1 января 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 36 процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Загарев В.В. занимал высшие муниципальные должности Иловлинского муниципального района Волгоградской области с 1999 по 2009 годы, т.е. как до 1 января 2006 года, так и после.
Из буквального толкования положений содержания частей 2 и 3 статьи 6 Закона следует, что критерием, разграничивающим во времени порядок определения размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Волгоградской области, является конкретная дата - 1 января 2006 года.
Вывод суда о том, что положения указанных норм не связывают периоды замещения государственных должностей (до, либо после 01.01.2006 г.) с моментом возникновения права на пенсию либо временем выхода на пенсию и не предусматривают правовой регламентации в случае замещения лицом высших государственных (муниципальных) должностей как до, так и после 1 января 2006 года, допуская их неоднозначное толкование и произвольное применение в зависимости от субъективного мнения должностных лиц, является законным и обоснованным.
Что касается Акта контрольно - счетной палаты Иловлинского муниципального района, на основании которого издано оспариваемое Распоряжение Главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, то судебная коллегия также соглашается с мнением суда о том, что данный Акт не мог служить основанием для принятия оспариваемого Распоряжения, поскольку в данном случае контрольно - счетная палата не может подменять собой уполномоченные органы администрации муниципального района по вопросам пенсионного обеспечения, поименованные в Положении о пенсионном обеспечении.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что Распоряжение главы Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-р "О перерасчете пенсии за выслугу лет" принято с нарушением установленного порядка и не соответствует закону, является незаконным и необоснованным, так как оспариваемы нормативный акт нарушает права заявителя и влечет для него юридически значимые последствия в виде уменьшения размера пенсии.
Довод апелляционной жалобы о том, что целью издания оспариваемого распоряжения Главой Иловлинского муниципального района Гель И.С. явился не перерасчёт пенсии Загарев В.В., а приведение данного вопроса в соответствие с нормами, установленными законодательством Волгоградской области, является несостоятельным в связи с изложенными обстоятельствами.
Иные доводы жалобы также несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 18 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.