Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Балашовой И.Б.,
при секретаре Трифанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе заявителя администрации Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2013 года, которым заявление администрации Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области об оспаривании предписания Отделения надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району ГУ МЧС России по Волгоградской области - удовлетворено частично, а именно:
признать незаконным пункт 2 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Отделения надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району ГУ МЧС России по Волгоградской области.
В удовлетворении остальной части заявления администрации Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области о признании незаконными пунктов 1,4 предписания N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышева Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания инспектора Отдела надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району ГУ МЧС России по Волгоградской области Пономаренко А.П. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N " ... ", а именно пунктов 1, 2, 4 предписания.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое предписание противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пункт 1 содержит требование не допускать несанкционированной свалки (п. "адрес"), при этом имеется ссылка на нарушение п.19 ППР-390, которым установлено, что запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов, однако Администрацией сельского поселения данная свалка не устраивалась, горючие отходы не сваливались. Пункт 2 предписания обязывает не допускать несанкционированной свалки (х. "адрес" "адрес"), однако данная свалка Администрацией поселения не организовывалась. Согласно выписки из ЕГРП правообладателем земельного участка, расположенного в северо-западной части х. "адрес" является Шарапов В.В. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона N69-ФЗ от 21.12.1994г "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества. Пунктом 4 предписания возложена обязанность привести в исправное состояние пожарный водоем по ул. "адрес". Однако объект, расположенный на "адрес" был построен АОЗТ "Комсомолец" и после распада АОЗТ объект на баланс администрации Куйбышевского сельского поселения и администрации Среднеахтубинского муниципального района не передавался, назначение его неизвестно. В настоящее время на территории Куйбышевского сельского поселения существует и функционирует два пожарных водоема, расположенные: по "адрес" Кроме того, на территории поселения при участии администрации поселения создана государственная противопожарная службы, где имеются два пожарных автомобиля на базе УРАЛ. В оспариваемом предписании нет ссылки на нормативный акт, регламентирующий количество пожарных водоемов на территории п. Куйбышев. Администрация Куйбышевского сельского поселения не может в соответствии с бюджетным законодательством осуществлять нецелевое использование денежных средств на имущество, не стоящее на балансе.
Просила признать незаконным предписание N " ... " по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности и обязать отделение надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району ГУ МЧС России по Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав администрации Куйбышевского сельского поселения.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в отмене пунктов 1, 4 предписания N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, принять новое решение по делу, в соответствии с которым её требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указала на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области - Усанова Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Право государственных инспекторов по пожарному надзору проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности предусмотрено Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 (далее - Положение).
В соответствии со ст. 6 Закона и пп. 5 п. 9 Положения государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (ст. 37 Закона).
Нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ст. 20 Закона).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору (п. 10 Правил пожарной безопасности).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, только при наличии этих двух условий, пожарная безопасность объекта считается обеспеченной.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что на основании распоряжения начальника Отдела надзорной деятельности по Среднеахтубинскому району (далее ОНД по Среднеахтубинскому району) Шестакова О.А. от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Куйбышевского сельского поселения.
По результатам указанной проверки был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, что отражено в акте проверки N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ для исполнения в адрес главы администрации Куйбышевского сельского поселения начальником ОНД по Среднеахтубинскому району Шестакова О.А. было выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N " ... ", в котором указано 4 пункта нарушений, а также сроки их устранения - ДД.ММ.ГГГГ. Из них: пункт 1 содержит требование не допускать несанкционированной свалки (п. "адрес"), пункт 2 предписания обязывает не допускать несанкционированной свалки в х. "адрес" северо-западная окраина перед валом, пункт 3 предписания обязывает производить своевременную очистку территории населённых пунктов от сухой растительности, пунктом 4 предписания возложена обязанность привести в исправное состояние пожарный водоем по "адрес".
Администрация Куйбышевского сельского поселения оспаривает законность пунктов 1, 2, 4 данного предписания.
В судебном заседании было установлено, что формулировка пункта 1 предписания: "не допускать несанкционированной свалки (п. "адрес")", чем нарушен п. 19 ППР-390, допускает неясность в исполнении данного пункта предписания.
Пункт 19 ППР-390 предусматривает, что запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
Установив наличие несанкционированной свалки, должностное лицо, устанавливая срок устранения данного нарушения должно четко и недвусмысленно указать меры (мероприятия) какие необходимо провести для устранения данного нарушения в указанный срок.
В данном случае правомерно было требование о ликвидации данной свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Однако, поскольку представителями администрации Куйбышевского сельского поселения не оспаривается факт обнаружения несанкционированной свалки в п. "адрес" на юго-восточной окраине и силами администрации Куйбышевского сельского поселения производятся мероприятия по ликвидации данной свалки, суд правильно пришёл к выводу, что требование пункта 1 оспариваемого предписания является законным, а нечеткость формулировки в данном случае, не повлекла нарушение прав и законных интересов органа местного самоуправления.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что пункт 2 оспариваемого предписания не допускать несанкционированной свалки (х. Невидимка северо-западная окраина перед валом) (нарушен п.19 ППР-390) нельзя признать законным, поскольку из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области усматривается, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N " ... ", площадью 435200 кв.м имеющий местоположение: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Куйбышевская сельская администрация принадлежит гражданину Шарапову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ
Доводы апелляционной жалобы о том, что отделом надзорной деятельности не представлены доказательства того, что непосредственно администрация организовала свалку либо свозила туда отходы, а также не установлен факт, что данный участок (п. "адрес") находится исключительно в муниципальной собственности, судебная коллегия находит несостоятельными.
Как усматривается из материалов дела, п. "адрес" находится на территории муниципального образования Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Установив в нарушение статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Далее - Закон об отходах) наличие на территории сельского поселения в течение длительного времени несанкционированной свалки бытовых отходов, бездействие администрации по ликвидации несанкционированной свалки, а также обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности выданного предписания в этой части.
Согласно части 1 статьи 8 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пунктам 9, 18 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При этом судом учтено, что предписание о принятии срочных мер по устранению возгорания отходов, незаконно размещенных на несанкционированной свалке, хотя и направлено на принятие первичных мер пожарной безопасности городского поселения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления (принятие мер по локализации пожара), неразрывно связано с неисполнением администрацией сельского поселения требований природоохранного законодательства по ликвидации находящейся на территории поселения несанкционированной свалки.
Принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки не может ограничиваться изданием ненормативного акта органа местного самоуправления, предусматривающего проведение мероприятий по ликвидации свалки и соответствующего финансирования. Действия по ликвидации свалки могут быть признаны исполненными надлежащим образом и исчерпывающими только при установлении факта ликвидации свалки.
Таким образом, оспариваемое предписание не возлагает на администрацию сельского поселения каких-либо незаконных обязанностей, и не нарушает законные права и интересы администрации в сфере её деятельности.
Исходя из вышесказанного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в суде апелляционной инстанции, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.