Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Слепухина Л.М., Соколовой М.В.,
при секретаре Николаевой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Савенко А. Н. по доверенности Озорнина А. А. на решение Череповецкого городского суда от 29 мая 2013 года, которым исковые требования Савенко А. Н. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Савенко А.Н. по доверенности Озорнина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савенко А.Н. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с военной службы был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями.
"ДАТА" между Савенко А.Н. и ... заключен договор о возмездном оказании платных стоматологических услуг, во исполнение которого Савенко А.Н. были оказаны услуги по зубопротезированию на сумму ... руб., которые Савенко А.Н. оплатил в полном объеме и обратился в военный комиссариат Вологодской области о компенсации ему этих выплат.
В ответе от 21 марта 2013 года на заявление Савенко А.Н. ВрИО военного комиссара Вологодской области указал, что услуги по зубопротезированию оказываются по месту жительства пенсионера на основании договора, заключаемого между медицинским учреждением здравоохранения и медицинской службой Западного военного округа. В настоящее время такой договор не заключен, порядок возмещения затрат по зубопротезированию самому пенсионеру законодательством Российской Федерации не предусмотрен, денежные средства на эти цели военному комиссариату не выделяются и в выплате Савенко А.Н. указанных средств было отказано.
05 апреля 2013 года Савенко А.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Вологодской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на изготовление зубных протезов в размере ... руб.
В обоснование иска указал, что на территории Вологодской области отсутствуют военно-медицинские учреждения и учреждения здравоохранения, в которых ему могли быть бесплатно оказаны услуги по зубопротезированию. Полагал, что военным комиссариатом, в нарушение требований действующего законодательства, не исполнена должным образом обязанность по заключению договора с целью получения пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации необходимых медицинских услуг по месту их проживания. В связи с указанными обстоятельствами он обратился в частное медицинское учреждение и за свой счет осуществил зубопротезирование. Полагает, что незаконным отказом в компенсации указанных расходов ему причинен материальный ущерб.
Истец Савенко А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель истца по доверенности Озорнин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика военного комиссариата Вологодской области по доверенности Кузнецова А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что медицинское обеспечение производится Западным военным округом.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Савенко А.Н. по доверенности Озорнин А.А. просит об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование приводит прежние доводы, указывая на объективную невозможность Савенко А.Н. осуществить зубопротезирование бесплатно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Савенко А.Н. по доверенности Озорнина А.А., поддержавшего жалобу, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 5 данной статьи права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Вышеприведенные положения действующего законодательства свидетельствуют о наличии у истца права на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).
26 сентября 1994 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", в соответствии с которым офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
31 декабря 2004 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (применяемые в отношении аналогичной категории лиц).
В соответствии с данными Правилами расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Разрешая спор, суд установил, что Савенко А.Н. в медицинскую службу Западного военного округа по вопросам протезирования и оплаты расходов на эти цели, в сферу деятельности которого они входят, не обращался, медицинская служба Западного военного округа договора с ... не заключала, направление на лечение в данное учреждение согласовано не было. Доказательств того, что указанное медицинское учреждение входит в систему государственных и муниципальных учреждений, а также, что в указанное учреждение истец был направлен уполномоченным органом Министерством обороны Российской Федерации, Савенко А.Н. представлено не было. В соответствии с приведенным выше законодательством военный комиссариат не разрешает вопросы по возмещению затрат на протезирование зубов.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права, и пришел к правильному выводу о несоблюдении Савенко А.Н. порядка обращения за бесплатной медицинской помощью. При указанных выше обстоятельствах правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов по изготовлению зубных протезов отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия учитывает также то обстоятельство, что нормативными правовыми актами, регулирующими спорное правоотношение, не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему данные затраты.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду не представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда от 29 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Савенко А. Н. по доверенности Озорнина А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: Л.М. Слепухин
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.