Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Слепухина Л.М., Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Николаевой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Марцинкевича М.А. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 28.05.2013, которым удовлетворено заявление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Марцинкевича М.А., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес".
Установлен в отношении Марцинкевича М.А. административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок погашения судимости 6 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до "ДАТА" и административные ограничения в виде:
- явки два раза в месяц являться для прохождения регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания;
- запрещения выезда за пределы "адрес";
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Марцинкевича М.А. в ночное время суток с 22 часов до 06 часов.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю. об оставлении решения суд без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
08.06.2007 приговором Колпинского районного суда Санкт-Петербурга (с учетом постановления Сокольского районного суда от 30.06.2011 и Вологодского областного суда от 08.10.2012) Марцинкевич М.А. был осужден по пункту "г" части 2 статьи 161, пункту "г" части 2 статьи 161, части 2 статьи 159, пункту "г" части 2 статьи 161, части 1 статьи 161, части 1 статьи 161 (в редакции Федерального закона N 26-ФЗ от 07.03.2011), части 3 статьи 69, пункту "в" части 7 статьи 79, статье 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 6 годам 4 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В ФКУ ИК-4 Марцинкевич М.А. отбывает наказание с "ДАТА". Срок отбытия - "ДАТА".
Совершенное Марцинкевичем М.А. преступление относится к категории тяжких. В действиях Марцинкевича М.А. приговором суда установлен особо опасный рецидив преступлений.
Начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Марцинкевича М.А. на срок погашения судимости, а именно до "ДАТА".
Кроме того, просил рассмотреть вопрос об установлении Марцинкевичу М.А. административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещения выезда за пределы "адрес"; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Марцинкевича М.А. в ночное время суток с 22 часов до 06 часов.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Серышов А.Н. заявленные требования подержал по доводам, изложенным в заявлении.
Марцинкевич М.А. возражений суду не представил, суду пояснил, что после освобождения от отбывания наказания будет проживать в "адрес".
Прокурор Самойлов Д.В. считал требования основанными на законе, поэтому просил удовлетворить.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Марцинкевич М.А. просит решение суда изменить, уменьшив срок административного надзора до 6 месяцев со дня освобождения и снизив явку в орган внутренних дел до 1 раза.
В возражениях на жалобу начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Марцинкевич М.А. ранее неоднократно судим за совершение в том числе и тяжкого преступления, отбывал наказание в виде реального лишения свободы. 08.06.2007 вновь осужден за совершение тяжкого преступления к 6 годам 4 месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима, в его действиях имеется особо опасный рецидив преступлений, что установлено приговором Колпинского районного суда Санкт-Петербурга.
Освобожден Марцинкевич М.А. по истечении срока наказания "ДАТА", убыл по адресу: "адрес".
За время пребывания в исправительном учреждении зарекомендовал себя следующим образом. Принимал активное участие в работах по благоустройству жилых помещений и территории отряда, добросовестно выполнял разовые поручения начальника отряда. По итогам работы администрацией учреждения поощрялся 2 раза. За весь период отбывания наказания допустил 1 нарушение установленного порядка отбывания наказания, наложенное взыскание снято в установленном законом порядке. В течение последних 2 лет отбывания наказания наблюдалось устойчивое правопослушное поведение. Мероприятия воспитательного характера посещал регулярно, реагировал правильно. Принадлежал к группе осужденных положительной направленности, взаимоотношения в коллективе осужденных строил на бесконфликтной основе. Проходил обучение в филиале ФОКУ НПО ПУ-14 по специальности "Электросварщик ручной сварки", на уроках дисциплинирован, занятия посещал регулярно. С представителями администрации вел себя вежливо, корректно. Социально-полезные связи устойчивые. Отношения с родственниками поддерживал путем переписки и передач. Вину по приговору суда признал полностью. Имеет исполнительный лист на сумму 4515 рублей.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Марцинкевич М.А. согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "в" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Марцинкевича М.А. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор ему сроком на 6 лет, установив административные ограничения на период надзора в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Марцинкевича М.А., в ночное время суток; запрещения выезда за пределы "адрес".
При этом суд правомерно исходил из того, что Марцинкевич М.А. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (особо опасный рецидив преступлений).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Марцинкевича М.А. данные.
Довод Марцинкевича М.А. о том, что установлением административного надзора ухудшается его положение осужденного, является несостоятельным, поскольку установление административного надзора не ухудшает его положения как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий. Установление административного надзора в отношении Марцинкевича М.А. на срок для погашения судимости соответствует требованиям статьи 5 Федерального закона и отвечает задачам административного надзора.
Следует также отметить, на основании статьи 10 этого же Закона, Марцинкевич М.А., как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 28.05.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Марцинкевича М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: Л.М. Слепухин
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.