Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Беляковой В.Н.,
судей Вахониной А.М., Марковой М.В.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 мая 2013 года, которым исковые требования Тараканова О. А. удовлетворены частично.
Отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области от "ДАТА" в постановке Тараканова О. А. на учёт на получение единовременной социальной выплаты признан незаконным и не порождающим правовых последствий.
На Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области возложена обязанность по проведению проверки документов, представленных Таракановым О. А. для постановки на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Марковой М.В., объяснения Тараканова О.А. и его представителя по доверенности Шиняковой Е.В., представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Билева В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тараканов О.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее - УМВД России по Вологодской области) о признании права на получение единовременной социальной выплаты.
В обоснование своих требований указал, что с "ДАТА" по "ДАТА" проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, по состоянию на "ДАТА" календарная выслуга лет составляет ... С "ДАТА" Тараканову О.А. назначена пенсия за выслугу лет бессрочно.
В период прохождения службы "ДАТА" Тараканов О.А. обратился к начальнику УМВД России по Вологодской области с рапортом о рассмотрении вопроса о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
"ДАТА" Тараканов О.А. обратился к начальнику УМВД России по Вологодской области с заявлением о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Вологодской области от "ДАТА" Тараканову О.А. отказано в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты ввиду того, что на момент подачи полного пакета документов Тараканов О.А. не являлся сотрудником органов внутренних дел и на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял.
Оспаривая правомерность принятого решения, Тараканов О.А. просил: признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать УМВД России по Вологодской области провести проверку документов, предоставленных Таракановым О.А. в УМВД России по Вологодской области для постановки на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать принять Тараканова О.А. на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец Тараканов О.А. и его представитель по доверенности Шинякова Е.В. требования поддержали.
Представитель ответчика УМВД России по Вологодской области по доверенности Билев В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что право на единовременную социальную выплату имеют только действующие сотрудники органов внутренних дел, либо уволенные сотрудники, принятые на учёт в период прохождения службы. Истец на учёте по предоставлению единовременной социальной выплаты не состоял.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Вологодской области, не приводя новых доводов, ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Тараканов О.А. и его представитель Шинякова Е.В. просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим правоотношения сторон.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
В соответствии со статьёй Закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (пункт 1). Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6).
В части 5 статьи 4 названного Федерального закона федеральный законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по определению порядка и условий предоставления вышеназванной выплаты, которое постановлением от 30 декабря 2011 года N 1223 утвердило Правила, устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил закреплено, что принятие на учёт для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Пунктом 5 данных Правил определено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учёта оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Тараканова О.А.
При этом суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о том, что представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия истца на такой учёт, представителем ответчика не представлено. Из отказа в постановке на учёт от "ДАТА" данных обстоятельств не усматривается, а такое основание для отказа, как то, что на момент подачи пакета документов истец не являлся сотрудником органов внутренних дел и на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял Правилами постановки на учёт и действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В момент первоначального обращения с рапортом о рассмотрении вопроса по предоставлению единовременной социальной выплаты - "ДАТА", жилищно-бытовая комиссия не была создана, что подтверждается приказом УМВД России по Вологодской области от "ДАТА" о её создании, в результате, заявление истца не было рассмотрено уполномоченным органом в период его службы в органах внутренних дел, по причине, не зависящей от действий истца.
Ответ с указанием документов, которые следует представить для рассмотрения вопроса о постановке на учёт, направлен Тараканову О. А. только "ДАТА", то есть после увольнения последнего из органов внутренних дел, при этом запрашиваемые в ответе документы, предоставлялись Таракановым О. А. вместе с рапортом от "ДАТА" о чем свидетельствует приложение к данному рапорту, указаний на несоответствие документов указанных в приложении и фактически поступивших, не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что действия ответчика, выразившиеся в отказе в постановке Тараканова О.А. на учёт для получения единовременной социальной выплаты, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всесторонней и объективной оценке представленных доказательств.
Перечисленные в апелляционной жалобе доводы, подробно обсуждались судом первой инстанции, в оспариваемом решении им дано необходимое правовое обоснование. Данные доводы направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статьей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому они не могут быть положены в основу для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.