Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Вахониной А.М.,
при секретаре Вариной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Топоровой Л.В. на решение Сямженского районного суда Вологодской области от 14 июня 2013 года, которым Топоровой Л.В. отказано в удовлетворении заявления к комиссии по реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года подпрограммы "Социальное развитие села в "адрес" на 2013-2020 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка "адрес" на 2013-2020 годы" Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли "адрес" о признании незаконным решения комиссии об отказе о включении в сводный список участников Программы.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Бочкаревой И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с решением жилищной комиссии N ... от "ДАТА" сельского поселения Коробицынское Сямженского муниципального района Топорова Л.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь под N ... (л.д. 38).
"ДАТА" в соответствии с пунктом 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации Топорова Л.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с предоставлением земельного участка для строительства жилого дома.
"ДАТА" Топорова Л.В. обратилась в отдел строительства, ЖКХ и архитектуры Сямженского района с заявлением на участие в федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" подпрограммы "Социальное развитие села в Вологодской области на 2013-2020 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы", предоставив все необходимые документы, "ДАТА" заявление удовлетворено.
Решением общественной жилищной комиссии по реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", подпрограммы "Социальное развитие села в Вологодской области на 2013-2020 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, отраженном в протоколе N ... от "ДАТА", Топоровой Л.В. отказано во включении в сводный список участников мероприятий программы.
В качестве причины отказа указано на снятие Топоровой Л.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Не согласившись с данным отказом, Топорова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии об отказе во включении в сводный список участников Программы.
В обоснование заявления указала, что "ДАТА" ею было подано заявление в отдел строительства, ЖКХ и архитектуры Сямженского муниципального района на участие в федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" с предоставлением всех необходимых документов, претензий к которым не имелось. По требованию комиссии не имела возможности представить справку о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с получением земельного участка под строительство жилого дома.
В судебном заседании Топорова Л.В. и ее представитель Топоров С.Н. требования поддержали, дополнительно указали, что согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858,
ими были предоставлены достоверные сведения о том, что их семья не имеет жилья. Доводы комиссии о том, что им предоставлен земельный участок для строительства жилого дома считали не противоречащими закону, так как данного основания для отказа в предоставлении субсидии Типовое положение не содержит. Решение об отказе в их адрес не направлялось.
Заинтересованное лицо - Комиссия по реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года подпрограммы "Социальное развитие села в Вологодской области на 2013-2020 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Администрация Сямженского муниципального района просила суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение по заявлению оставила на усмотрение суда, указав, что все необходимые документы для предоставлении субсидии Топоровой Л.В. были предоставлены.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Топоровой Л.В. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие седа до 2013 года" основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Правила к Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858.
Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением.
В соответствии с п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан , поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
При этом право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии сельского поселения Коробицынское Сямженского муниципального района N ... от "ДАТА" Топорова Л.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь под N ... с составом семьи: муж Топоров С.Н., сыновья А.С. и А.С. (л.д.30-31, 38).
"ДАТА" семья Топоровой Л.В. включена в список участников мероприятий по обеспечению жильем граждан, молодых специалистов и молодых семей (л.д. 46).
В соответствии с постановлением Главы Сямженского района Вологодской области от "ДАТА" N ... , договором аренды земельного участка от "ДАТА" мужу заявительницы Топорову С.Н. предоставлен в аренду земельный участок площадью ... кв. м, расположенный по адресу: "адрес" для строительства индивидуального жилого дома сроком на ... месяцев. "ДАТА" Отделом архитектуры и градостроительства администрации Сямженского муниципального района Топоркову С.Н. выдано разрешение на строительство N ... жилого дома на указанном земельном участке (л.д. 12).
Решением жилищной комиссии сельского поселения Коробицынское N ... от "ДАТА" семья Топоровой Л.В. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку мужу Топоровой Л.В. Топорову С.Н. органом местного самоуправления в установленном порядке предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 37).
Согласно справке Администрации Сямженского муниципального района от "ДАТА" Топоровой Л.В. ведется строительство жилого дома по адресу: "адрес", готовность дома составляет ... процентов (л.д.19).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из того обстоятельства, что после постановки семьи Топоровой Л.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, она реализовала в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является одним из оснований для принятия органом местного самоуправления решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Для реализации права на получение социальной выплаты у Топоровой Л.В. отсутствует необходимое условие, предусмотренное пунктом 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", а именно, признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, она не могла быть включена в сводный список граждан на получение субсидии.
Нарушений прав Топоровой Л.В. судебной коллегией не установлено.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ее исковых требований являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия, проанализировав материалы дела в их совокупности, оснований для вмешательства в принятое судебное решение не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сямженского районного суда Вологодской области от 14 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Топоровой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: В.Н. Белякова
А.М. Вахонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.