Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Федосеевой О.А.,
судей Слепухина Л.М., Теплова И.П.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района Мартюшенко В. В., апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Шекснинского района Ананьева В.Н. на решение Шекснинского районного суда от 19 июля 2013 года, которым признано незаконным решение территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района Вологодской области об отказе Хватовой Л. И. в регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения ...
Постановление территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района от "ДАТА" N ... отменено.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хватова Л.И. обратилась в территориальную избирательную комиссию Шекснинского муниципального района с заявлением о регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения ... Шекснинского муниципального района Вологодской области на выборах "ДАТА".
Постановлением территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района от "ДАТА" N ... Хватовой Л.И. отказано в регистрации со ссылкой на часть 3 статьи 34, часть 9 п.п.8 пункта 4 статьи 34, часть 4 статьи 30, часть 5 статьи 35 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области".
15 июля 2013 года Хватова Л.И. обратилась в суд с заявлением об отмене данного постановления, возложении на территориальную избирательную комиссию Шекснинского муниципального района обязанности зарегистрировать ее в качестве кандидата на должность главы сельского поселения ...
В обоснование требований указала, что причиной отказа послужило то обстоятельство, что в подписном листе адрес ее проживания указан не полностью, отсутствуют наименования субъекта Российской Федерации и района. С данным постановлением не согласна, поскольку в представленной форме на весь почтовый адрес отведено не более 12 см, в связи с чем вписать все данные не представляется возможным.
В судебном заседании Хватова Л.И. требования уточнила, просила признать постановление территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района от "ДАТА" N ... незаконным и отменить его. Пояснила, что в подписном листе она указала сведения в точном соответствии с паспортом. Полагает данное нарушение незначительным.
Председатель территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района Мартюшенко В.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что под местом жительства гражданина, его адресом подразумеваются не только указанные Хватовой Л.И. сведения, но и наименование субъекта Российской Федерации - Вологодская область, района - Шекснинский район. Ссылку заявителя на отсутствие свободного места в бланке полагала необоснованной, другие кандидаты в большинстве своем правильно указали место жительства. Претензий к Хватовой Л.И. по остальным документам и подписям избирателей не было. Поскольку выборы являются очередными, Хватова Л.И. не вправе повторно обратиться в избирательную комиссию по вопросу регистрации.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района Мартюшенко В.В. и в апелляционном представлении и.о. прокурора Шекснинского района Ананьева В.Н поставлен вопрос об отмене решения по мотиву нарушения судом первой инстанции норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование приводятся прежние доводы о нарушении Хватовой Л.И. избирательного законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление Хватова Л.И. просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений на них, заслушав заключение прокурора Зязиной В.И., полагавшей решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Хватовой Л.И., приходит к следующему.
Согласно статье 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 данного Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Порядок организации и проведения выборов главы сельского поселения ... Шекснинского муниципального района также регламентированы Законом Вологодской области от 21 ноября 2011 года N2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области (далее - Закон Вологодской области N2646-ОЗ).
Согласно статье 38 Федерального закона N67 и части 5 статьи 35 Закона Вологодской области N2646-ОЗ основанием отказа в регистрации кандидата является наличие оформленных с нарушением требований данного Федерального закона и настоящего закона документов.
В соответствии с частями 8 и 13 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону
В подписном листе, форма которого содержится в приложении N6, после слова "проживающего" указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
Судом установлено, что в подписном листе, представленном Хватовой Л.И. в территориальную избирательную комиссию Шекснинского муниципального района, после слова "проживающего" указано " "адрес"", однако наименования субъекта Российской Федерации - Вологодская область и района - Шекснинский район не указаны. Отсутствует такое указание и в графе подписного листа в списке избирателей, где указывается адрес места жительства избирателей.
Удовлетворяя требования Хватовой Л.И., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенное заявителем несоответствие требованиям закона об указании места жительства в подписном листе (отсутствие в подписном листе сведений о субъекте Российской Федерации и муниципальном районе), не является основанием для отказа в регистрации кандидатом. При этом суд пришел к заключению, что адреса места жительства избирателей и кандидата в подписном листе указаны в соответствии с их паспортами, что неуказание наименований области и района в подписном листе не свидетельствует о нарушении кандидатом избирательного законодательства, влекущим отказ в регистрации кандидата.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ (в ред. закона Вологодской области от 15.01.2013 N 2961-ОЗ) в каждом подписном листе указываются гражданство, фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствии основного места работы или службы - род занятий), наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона Вологодской области N2646-ОЗ избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
При проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие форме, утвержденной приложением N1 к настоящему закону, достоверность и наличие в них определенных частями 3-5 статьи 30, частями 3,4 статьи 31, частями 4, 6, статьи 32 настоящего закона сведений о кандидате, об избирательном объединении, удостоверяющих подписные листы лицах, соблюдение установленных правил их указания, наличие подписей лиц, удостоверяющих подписные листы, и дат их внесения, а также подписей избирателей и дат их внесения.
В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 30 постановления от 31.03.2011 N5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 N67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименования улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Форма подписного листа для лиц, выдвинутых кандидатами в депутаты, установлена приложениями к Федеральному закону N67 и к Закону Вологодской области N2646-ОЗ. Этой формой подписного листа предусмотрено обязательное указание в сведениях о месте жительства кандидата, помимо иных сведений, наименование субъекта Российской Федерации и муниципального района.
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства избирателей и кандидата наименование субъекта Российской Федерации и наименование района является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Между тем приведенные обстоятельства в отношении кандидата и избирателей в подписном листе отсутствуют.
В связи с изложенным нельзя признать суждение суда первой инстанции о том, что отсутствие в паспорте кандидата и избирателей в сведениях о регистрации по месту жительства наименования субъекта Российской Федерации и наименование района дает право при оформлении подписного листа указать информацию в меньшем объеме, чем это предусмотрено действующим избирательным законодательством.
Довод суда о том, что отсутствие в подписном листе, представленном Хватовой Л.И., указания на субъект Российской Федерации в адресе места жительства кандидата не свидетельствует о нарушении кандидатом избирательного законодательства, влекущем отказ в регистрации, является несостоятельным, поскольку анализ положений статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ в системном единстве с другими законоположениями свидетельствует от том, что в регистрации кандидатом отказывается независимо от его действий в случае установления обстоятельств, предусмотренных пунктом 24 названной статьи этого закона.
Поскольку нарушение норм федерального и областного законодательства при оформлении подписного листа в поддержку заявителя нашли свое подтверждение в суде, оснований не согласиться с выводами избирательной комиссии у суда первой инстанции не было.
Судебная коллегия полагает, что отказ Хватовой Л.И. в регистрации кандидатом не означает несоразмерное ограничение ее пассивного избирательного права, и не противоречит положениям части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, нормам международного права, общепризнанному принципу справедливости, а также правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении от 19 июля 2007 года, поскольку конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, оно реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства, которое может иметь определенные ограничения.
Доводы Хватовой Л.И. о том, что она не была извещена на заседание территориальной избирательной комиссии "ДАТА" нельзя признать обоснованными, поскольку о времени и месте заседания комиссии она была своевременно извещена лично председателем ТИК Мартюшенко В.В., о чем заявитель подтвердила в судебном заседании.
При таких обстоятельствах территориальная избирательная комиссия правомерно и обоснованно отказала Хватовой Л.В. в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения ... Шекснинского муниципального района Вологодской области на выборах "ДАТА".
На основании изложенного оспариваемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Хватовой Л.И. о признании постановления территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района от "ДАТА" N ... незаконным и его отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда от 19 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Хватовой Л. И. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шекснинского муниципального района Вологодской области от "ДАТА" N ... "Об отказе в регистрации Хватовой Л. И. кандидатом на должность главы сельского поселения ... Шекснинского муниципального района на выборах "ДАТА"" - отказать.
Председательствующий: О.А. Федосеева
Судьи: Л.М. Слепухин
И.П. Теплов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.