Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Детковского В.И, на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 02 августа 2013 года, которым заявление Детковского В.И, об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района от 18 июля 2013 года N ... , оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения представителя Детковского В.И. по доверенности Кремлева Н.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Совета городского поселения город Бабаево от "ДАТА" N ... "О назначении выборов главы городского поселения город Бабаево" назначены выборы главы городского поселения город Бабаево на "ДАТА".
"ДАТА" постановлением территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района Детковский В.И. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района от "ДАТА" N ... Филинцев М.А. зарегистрирован кандидатом на должность главы городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района.
"ДАТА" Детковский В.И. направил в суд заявление об отмене постановления территориальной избирательной комиссии от "ДАТА" N ... о регистрации кандидата Филинцева М.А.
В обоснование требований указал, что в избирательных документах, представленных кандидатом Филинцевым М.А., отсутствует справка об остатке средств на счете, выдаваемая кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, заверенная филиалом ОАО "Сбербанк России". Таким образом, Филинцев М.А. не представил в территориальную избирательную комиссию документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 54 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011года N 2646-ОЗ, что являлось основанием для отказа в его регистрации в качестве кандидата.
Кроме того, указал, что во всех подписных листах с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата Филинцева М.А., в адресе места жительства избирателей отсутствует наименование района. В соответствии с пунктом "г" части 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых данным Федеральным законом. Полагал, что все подписи избирателей в поддержку кандидата Филинцева М.А. являются недействительными, поскольку в них не указаны сведения о районе, в котором проживают избиратели, что также, по его мнении, являлось основанием для отказа в его регистрации в качестве кандидата.
В результате незаконного принятия территориальной избирательной комиссией Бабаевского муниципального района решения о регистрации кандидата Филинцева М.А. на должность Главы городского поселения города Бабаево Бабаевского муниципального района Вологодской области нарушено пассивное избирательное право заявителя.
Просил суд признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района от "ДАТА" N ... о регистрации кандидатом на должность главы городского поселения города Бабаево Бабаевского муниципального района Вологодский области Филинцева М.А.
Заявитель Детковский В.И. и представитель заявителя Кремлев Н.В. в судебном заседании требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица председатель территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района Корчагина JI.A. признала доводы заявителя в части нарушения требования Федерального закона о представлении справки об остатке средств на счете, выдаваемой кредитной организацией. Суду пояснила, что извещение об устранении нарушений требований федерального законодательства территориальной избирательной комиссией Филинцеву М.А. не направлялось, что по её мнению является упущением избирательной комиссии.
Заинтересованное лицо Филинцев М.А. требования не признал. Суду пояснил, что адрес места жительства избирателей в подписных листах указан в соответствии с данными о регистрации в паспорте. О каких-либо нарушениях законодательства о выборах он не был уведомлен территориальной избирательной комиссией. Полагал, что постановление территориальной избирательной комиссии о регистрации его в качестве кандидата от "ДАТА" является законным, оснований для отмены постановления не имеется.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель Детковский В.И., не приводя новых доводов, просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности, принять новое решение об удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель председателя территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района Гринев В.Г. оставил решение вопроса по существу апелляционной жалобы на усмотрение суда, прокурор, прокуратуры Бабаевского района, участвовавший в деле, Трошкова Т.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования в Вологодской области регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Законом Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области (далее - Закон Вологодской области N 2646-ОЗ).
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основания отказа в регистрации кандидата определены пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", к ним относятся в том числе: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 статьи 35 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к указанному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 33, указанного Федерального закона, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
Аналогичные положения предусматривают пункты 6 и 7 статьи 28 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, "ДАТА" Филинцев М.А. представил в территориальную избирательную комиссию Бабаевского муниципального района заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения город Бабаево, копию паспорта, копию диплома об образовании, копию трудовой книжки, сведения о размере и источнике дохода (л.д. ... ).
Согласно статье 33 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области" для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 62 дня и не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде либо решения избирательного объединения в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 35 настоящего закона, о выдвижении кандидата;
2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 6, 7, 7(1) и 8 статьи 28, частями 11 и 11(1) статьи 29 настоящего закона, или об их отсутствии;
3) документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 54 настоящего закона - первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации, копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, а при отсутствии филиала Сберегательного банка Российской Федерации - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет.
"ДАТА" Филинцев М.А. представил в территориальную избирательную комиссию Бабаевского муниципального района на регистрацию кандидата на должность главы городского поселения ... (л.д. ... ).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие справки об остатке средств на счете, при наличии иного документа, не совпадающего по форме, но содержащего необходимые сведения, не может служить основанием для признания регистрации Филинцева М.А. незаконной. Кроме того, судом указано, что о выявленных недостатках в представленных для регистрации кандидатом документах, последнему территориальной избирательной комиссией не сообщалось.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что Филинцев М.А., представляя документы для регистрации его в качестве кандидата на должность главы городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района представил первый финансовый отчет не в полном объеме, а именно не представил документ - справку об остатке средств на счете, выданную кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, заверенную филиалом Сберегательного банка Российской Федерации.
Непредставление названного выше документа Филинцев М.А. в судебном заседании не оспаривал.
Учитывая вышеизложенное, территориальная избирательная комиссия Бабаевского муниципального района должна была на основании статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 5 статьи 35 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области" отказать Филинцеву М.А. в регистрации его в качестве кандидата на должность главы городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района в депутаты.
Согласно части 2 статьи 33 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 6, 7 и 8 статьи 28, частью 11 статьи 29 (о регистрации кандидата на должность главы муниципального района, городского округа - также документы, представленные в соответствии с частью 7(1) статьи 28 и частью 11(1) статьи 29) настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона.
Аналогичное положение содержится в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Проанализировав содержание указанных выше статей закона, судебная коллегия полагает, что законодатель возлагает на избирательную комиссию обязанность извещать кандидата лишь в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов.
Однако, как уже было отмечено, Филинцевым М.А. в избирательную комиссию не была представлена справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет, заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации. При этом территориальная избирательная комиссия Бабаевского муниципального района в силу закона не обязана была извещать Филинцева М.А. о необходимости представления им указанной справки. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата.
Статьей 37 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определен порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата.
В пункте 11 названной статьи установлены сведения об избирателе, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 этой же статьи).
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как "адрес места жительства": наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статьях 30 - 32 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области".
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому в подписном листе могут не содержаться все сведения, образующие понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
Между тем, как установлено судом, город Бабаево является муниципальным образованием со статусом городского поселения, входит в состав Бабаевского муниципального района Вологодской области.
Изучив подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата на должность главы городского поселения город Бабаево Филинцева М.А., судебная коллегия установила, что в графе адрес места жительства у всех избирателей отсутствует указание на наименование района - Бабаевский муниципальный район (л.д. ... ).
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"), а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт "з").
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Аналогичное положение предусмотрено подпунктом 7 статьи 35 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ "О выборах главы муниципального образования в Вологодской области".
В силу положений пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата Филинцева М.А., в данном случае являются недействительными, территориальная избирательная комиссия Бабаевского муниципального района должна была отказать Филинцеву М.А. в регистрации его в качестве кандидата на должность главы городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района Вологодской области
При таких обстоятельствах по делу, судебная коллегия полагает, что постановление территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района от "ДАТА" N ... о регистрации Филинцева М.А. кандидатом на должность главы городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района является незаконным и подлежит отмене.
Положения части 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают, что суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований заявителя Детковского В.И., поскольку материалами дела в совокупности установлена обоснованность требований заявителя.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 02 августа 2013 года отменить.
Принять новое решение, которым признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Бабаевского муниципального района от "ДАТА" N ... о регистрации Филинцева М.А. кандидатом на должность главы городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: М.В. Соколова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.