Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Беляковой В.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Данилова С.А. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 13 июня 2013 года, которым установлен в отношении Данилова С.А., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес" административный надзор сроком на ... года.
Установлены в отношении Данилова С.А. административные ограничения:
на Данилова С.А. возложена обязанность 2 раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запрещено Данилову С.А. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей в ночное время;
запрещено Данилову С.А. посещение ресторанов и кафе с целью распития спиртных напитков.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области И.Н.Ю.., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором судебной коллегии по уголовным делам ... областного суда от "ДАТА" Данилов С.А. осужден по части ... статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации к ... годам лишения свободы.
Срок отбытия наказания до "ДАТА".
Данное преступление относится к категории особо тяжких.
Начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по "адрес" обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Данилова С.А. административного надзора на срок ... года.
Просил рассмотреть вопрос об установлении Данилову С.А. следующих ограничений: возложении обязанности на Данилова С.А. 3 раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться с орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещении Данилову С.А. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов вечера до 6 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с исполнение трудовых обязанностей при сменном графике работы; запрещении Данилову С.А. выезда за пределы административного района по месту жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел; запрещении Данилову С.А. посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Указал, что за период отбывания наказания Данилов С.А. неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности в виде выдворения в ШИЗО. "ДАТА" был признан злостным нарушителем режима, переведен в строгие условия отбывания наказания. Мероприятия воспитательного характера не посещал, на проводимую воспитательную работу не реагировал, участия в общественной жизни отряда не принимал.
В судебном заседании представитель администрации ФКУ ИК-12 по доверенности С.Д.С, заявление поддержал.
Осужденный Данилов С.А. с установлением административного надзора не согласился, полагал, что установление надзора будет ограничивать его гражданские права. Он полностью отбыл назначенное судом наказание, и установление надзора необоснованно ухудшает его положение.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Данилов С.А. ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решения суда, по которому он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не имеется.
В возражениях на жалобу исполняющий обязанности прокурора "адрес" А.В.Н. и начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по "адрес" П.А.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Статьёй 4 Закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором судебной коллегии по уголовным делам ... областного суда от "ДАТА" Данилов С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью ... статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде ... лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Удовлетворяя заявление начальника учреждения ФКУ ИК-12 УФСИН России по "адрес" суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Данилов С.А. осужден за совершение особо тяжкого преступления, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд, учитывая положения Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Данилова С.А. на ... года.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О).
При этом суд правомерно исходил из того, что Данилов С.А. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 1 статьи 3 названного Закона (совершение особо тяжкого преступления).
Установленные судом при административном надзоре административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Даниловым С.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенного преступления и характеризующие Данилова С.А. данные.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно.
Довод апелляционной жалобы Данилова С.А. относительно того, что только на основании решения суда гражданин может быть признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 13 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Данилову С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.