Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 25 июля 2013 г. по делу N 33-154/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Шагинова А.Л., судей Кулибабы Г.Л. и Дуняшина О.О., при секретаре Аюшееве А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего УФСБ России по " ... " майора Самсонова Н.В. об оспаривании действий начальника УФСБ России по " ... " и жилищной комиссии указанного управления ФСБ, связанных с определением размера площади жилого помещения подлежащего предоставлению заявителю, а также оставлением последнего в списках военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий без предоставления жилого помещения по апелляционной жалобе представителя заявителя К. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 15 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Кулибабы Г.Л., изложившего обстоятельства дела, решение суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступление представителя начальника УФСБ России по " ... " и председателя жилищной комиссии указанного управления ФСБ Пушкарева А.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из решения, Самсонов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением жилищной комиссии УФСБ России по " ... " от 11 апреля 2013 года, утвержденного начальником данного учреждения, площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению заявителю и членам его семьи, была определена без учёта дополнительной жилой площади положенной его супруге, являющейся федеральным судьёй, и составила 15.4 квадратных метра. В связи с отсутствием в Управлении жилого помещения менее 30.3 квадратных метра, Самсонов был оставлен в списках военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Полагая, что данными действиями нарушены его права, Самсонов просил суд обязать жилищную комиссию и начальника УФСБ РФ по " ... " отменить вышеуказанное решение и принять новое, о предоставлении жилого помещения с учётом права его жены на дополнительную жилплощадь, а также решить вопрос о распределении заявителю жилья в порядке очерёдности.
Иркутский гарнизонный военный суд решением ото 15 мая 2013 года в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе К. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение по делу, удовлетворив заявление Самсонова в полном объёме.
При этом автор жалобы, анализируя действующее законодательство и судебную практику, полагает, что решение суда не основано на законе, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
Так, К. обращает внимание, что судом при вынесении решения не были приняты во внимание положения Конституции РФ о том, что основные права и свободы человека и гражданин являются непосредственно действующими и определяют смысл и содержание законов. В связи с чем, установленные гражданину государством социальные льготы и гарантии подлежат защите в судебном порядке.
Кроме того, по мнению представителя, судом не были учтены и положения ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности государства, прав и законных интересов других лиц.
При этом она обращает внимание на то, что вопреки выводам суда, действующее законодательство запрета на предоставление военнослужащим жилья, с учётом права членов семьи на дополнительную жилую площадь, не содержит.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что Верховный Суд РФ в определении от 19 февраля 2009 года N 1н-14/09 выразил позицию, согласно которой военнослужащий, на иждивении у которого находится ребёнок-инвалид, имеет право на предоставление жилья с учётом дополнительной площади положенной больному члену семьи.
Поэтому, как считает К., при рассмотрении дела суду необходимо было применить аналогию закона и удовлетворить заявление Самсонова.
Она ссылается на то, что из представленных заявителем документов следует, что при постановке на учёт военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, было учтено право супруги военнослужащего на дополнительную жилую площадь.
Обращает внимание, что ранее жилищной комиссией УФСБ РФ по " ... " при распределении жилья учитывалось право членов семьи военнослужащих на дополнительную жилую площадь, однако судом данный довод безосновательно отвергнут, и не нашел своего отражения в решении суда.
Автор жалобы указывает на то, что супруга заявителя, являясь федеральным судьей, имеет право на дополнительную жилую площадь, а вывод суда о возможности реализации С. такого права только посредством обращения в судебный департамент не основан на законе.
Кроме того, ссылаясь на судебную практику, она обращает внимание на то, что УФСБ РФ по " ... " и УСД РФ по " ... " финансируются из одного источника - федерального бюджета, в связи с чем, препятствий для реализации прав жены заявителя на жильё, в качестве члена семьи военнослужащего не имеется. При этом автор жалобы считает, что УФСБ РФ по " ... " после выделения жилья Самсонову может обратиться к Минфину РФ с иском о возмещении денежных средств затраченных на реализацию льготы С. на дополнительную жилую площадь.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Так, суд первой инстанции, проанализировав представленные заявителем и должностными лицами, действия которых оспариваются, документы, в частности, учетное дело очередника Самсонова, справки паспортного стола " ... " города И. о месте регистрации Самсонова и членов его семьи, установил, что его супруге и дочери принадлежит на праве собственности, по 1/2 доли, 3-х комнатная квартира, общей площадью 56,6 квадратных метра, расположенная по адресу: "адрес". В этой же квартире проживал и заявитель. Поскольку Самсонов и члены его семьи были обеспечены жильем менее учетной нормы, то он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии УФСБ России по " ... " " ... " от 11 апреля 2013 года, заявитель, с учетом вышеприведенного, имеет право на предоставление ему и членам его семьи жилого помещения общей площадью 15.4 квадратных метра. При этом указанное жилье определено без учета права супруги заявителя на дополнительную жилую площадь.
Проанализировав положения Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России N590 от 24 октября 2011 года, ст. ст.15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст.19 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", суд пришел к обоснованному выводу о законности принятого жилищной комиссией УФСБ России по " ... " решения в отношении Самсонова по установлению нормы предоставления ему жилого помещения в размере 15.4 квадратных метра без учета права его супруги на дополнительную жилую площадь. При этом суд правомерно исходил из того, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрено предоставление военнослужащему и членам его семьи жилой площади в размере 18 квадратных метра на одного человека, а право на предоставление дополнительной жилой площади, при указанных нормах предоставления, имеет только военнослужащий при наличии у него установленных данным нормативным актом оснований. Право же судьи на предоставление жилого помещения с учетом дополнительной жилой площади является самостоятельным и реализуется в установленном Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" порядке. С данным выводом соглашается и суд апелляционной инстанции.
Поэтому признать решение суда по делу незаконным и необоснованным оснований не имеется.
Что же касается доводов апелляционной жалобы, то они являются безосновательными.
В силу п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Согласно п.8 ст.15 указанного Федерального закона офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой, в частности, военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы.
Принимая во внимание, что заявитель является военнослужащим, то есть специальным субъектом, состоит на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий именно как военнослужащий, а, также учитывая, что он пользуется всеми правами и социальными гарантиями, предусмотренными Федеральным законом, "О статусе военнослужащих", в том числе и правом на обеспечение жилым помещением, то Самсонов подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с названным Федеральным законом. А поскольку в п.8 ст.15 данного Федерального закона имеется закрытый перечень военнослужащих и лиц, которым положена дополнительная общая площадь жилого помещения, и, учитывая, что заявитель ни к одной из вышеуказанных категорий не относится, то ему дополнительная площадь не положена.
Что же касается права С. на дополнительную жилую площадь, то согласно ч. 3 ст. статьи 19 закона "О статусе судей" законодателем предусмотрен отдельный порядок обеспечения судей жильём. Так, судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий определён приказом судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 7 июня 2012 года N 122 "Об утверждении положения о порядке признания судей судов общей юрисдикции нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета". Согласно данного положения судьи судов общей юрисдикции, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, для постановки на учет подают заявление в жилищную комиссию верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов или управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Согласно постановления Правительства РФ от21 марта 2008 года N192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" бесплатная передача судье жилой площади производится на основании свидетельства о праве собственности, выдаваемого государственной нотариальной конторой.
Таким образом, из системного толкования приведённых норм права следует вывод о том, что законодателем установлен особый порядок реализации судьёй права на дополнительную жилую площадь, в соответствии с которым, судья должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий решением соответствующего органа. При этом жилое помещение предоставляется судье из расчета нормы предоставления, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации, с учетом права судьи на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты.
Из материалов дел следует, что С. нуждающейся в улучшении жилищных условий не признавалась, в результате чего ею право на дополнительную жилую площадь реализовано не было.
Таким образом, решение жилищной комиссии УФСБ РФ по " ... " об отказе в распределении жилья, с учётом права С. на дополнительную жилую площадь, не нарушает указанные в жалобе конституционные права заявителя и членов его семьи.
Довод жалобы, касающийся предоставления жилья инвалидам суд признаёт несостоятельным, поскольку сами по себе положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, являются по своему характеру отсылочными и применяются в системной взаимосвязи с иными положениями федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующими соответствующие правоотношения.
Что же касается приведённых автором жалобы примеров судебной практики, то данные решения, в силу положений ст. 61 ГПК РФ, преюдициального значения для настоящего дела иметь не могут, поскольку другие судебные инстанции рассматривали споры в ином составе лиц.
Не может повлиять на законность решения суда и довод о том, что в решении суда не нашёл отражение довод К. касающийся предоставления военнослужащим УФСБ РФ по " ... " в 2008 году жилья, с учётом права на дополнительную площадь членам семьи имеющим учёную степень, поскольку указанный довод был судом обоснованно отвергнут как не относящийся к предмету рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, требования заявителя, а также доводы апелляционной жалобы, касающиеся необходимости предоставления Самсонову жилого помещения с учетом права его супруги на дополнительную жилую площадь в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих" сводятся к расширению круга получателей льгот, что относится к исключительной компетенции законодателя.
В связи с изложенным, окружной военный суд признает принятое судом первой инстанции решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя заявителя - не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данного решения по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1, ст.328, ст. 329, ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Иркутского гарнизонного военного суда от 15 мая 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего УФСБ России по " ... " майора Самсонова Н.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.