Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 08 августа 2013 г. по делу N 33-163/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Гордиенко Ю.А., судей - Минашкина А.Н., и Дуняшина О.О. при секретаре Дворецкой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе представителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по " ... "") по доверенности - Р. на определение судьи Борзинского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2013 года об оставлении без движения апелляционной жалобы на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 14 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 майора Блиадзе К.С.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего обстоятельства дела и доводы частной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Борзинский гарнизонный военный суд решением от 14 марта 2013 года удовлетворил заявление военнослужащего войсковой частью 06705 майора Блиадзе, об оспаривании действий начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", связанных с невыплатой денежных средств на оплату стоимости путевки на ребенка в организации отдыха и оздоровления детей в 2010 году.
На указанное решение представителем начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" по доверенности - Р. подана апелляционная жалоба.
Определением судьи Борзинского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2013 года апелляционная жалоба, как не соответствующая требованиям ч.4 ст.322 ГПК РФ - в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, оставлена без движения, её автору предоставлен срок до 30 мая 2013 года устранить указанные в определении недостатки.
В частной жалобе представитель Р. просит определение судьи Борзинского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2013 года отменить и принять апелляционную жалобу к производству, ссылаясь на следующее.
Суд не учёл, что ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" является учреждением, осуществляющим функции Министерства обороны РФ - государственного органа исполнительной власти, ввиду чего согласно пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.333 ГПК РФ без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст.10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу п.2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082 (далее - Положение), данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России, являясь органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные (военные комиссариаты) органы (пункты 1,2,5 Положения).
В силу приведённых правовых норм Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Положением о Федеральном казённом учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по " ... "", утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, оно создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооружённых Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и за границей. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казёнными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учётом изложенного, следует прийти к выводу о том, что ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", являясь государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать налоговыми льготами, предусмотренными законодательством для государственного органа.
К аналогичному выводу пришёл и суд первой инстанции, правильно указав на обязанность ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", предусмотренную пп.9 п.1 ст.333.19 НК РФ, по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Об отсутствии оснований, предусмотренных пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, для освобождения от уплаты государственной пошлины федеральных казённых учреждений, решение о создании которых принимает Министр обороны Российской Федерации, содержится также в разъяснениях Статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации (исх. N 08-09-02/14 от 10.10.2011).
Поскольку же, со стороны ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" обязанность по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в суд не была выполнена, то обжалуемое определение об оставлении без движения апелляционной жалобы является законным, а приведенные в частной жалобе доводы необоснованными.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Борзинского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 майора Блиадзе К.С. оставить без изменения, частную жалобу представителя ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Р. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Восточно-Сибирского
окружного военного суда Ю.А. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.