Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 30 июля 2013 г. по делу N 33-159/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - Гордиенко Ю.А., судей - Дуняшина О.О. и Кулибабы Г.Л., при секретаре Дворецкой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя М.., поданного в интересах бывшего военнослужащего войсковой части 00000 старшины запаса Рыжкова А.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с досрочным увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, по апелляционной жалобе Рыжкова А.В. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым судебное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Рыжков, проходивший военную службу по контракту в должности " ... " (средств наземного оборудования и планера) объединённой технической эксплуатационной части войсковой части 00000, заключением аттестационной комиссии, которое вступившим в законную силу решением Иркутского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2013 года признано законным и обоснованным, рекомендован к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (пп."в" п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
По указанному основанию заявитель приказом Министра обороны РФ от 25 марта 2013 года N " ... " досрочно уволен с военной службы в запас и с 28 марта 2013 года исключён из списков личного состава воинской части.
Представитель заявителя М., полагая, что права его доверителя нарушены, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать названный приказ Министра обороны РФ в отношении Рыжкова незаконным, обязать данное должностное лицо восстановить заявителя в списках личного состава части в занимаемой до увольнения с военной службы должности. Также он просил взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Рыжкова денежные средства за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 00000 рублей.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле судом первой инстанции привлечены командир войсковой части 00000 и руководитель Федерального казённого учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".
Решением Иркутского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, полагая данное решение незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение, приводя в обоснование следующее.
Суд первой инстанции не учёл, что приказ об его исключении из списков личного состава воинской части должен был издаваться по строевой части командиром части, а не по личному составу Министром обороны РФ.
Также автор жалобы ставит под сомнение оспариваемый приказ, поскольку его оригинал в часть не поступал, а выписка из этого приказа не содержит подписи Министра обороны РФ.
На апелляционную жалобу помощником военного прокурора " ... " гарнизона майором юстиции Л. и представителем Министра обороны РФ П. поданы возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, и обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп."в" п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Данная правовая норма признана не противоречащей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускает возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы при подтверждении аттестационной комиссией в установленном порядке аттестации военнослужащих, что данный военнослужащий - учитывая характер ранее совершённых им дисциплинарных проступков, за которые он уже привлекался к дисциплинарной ответственности, наличие неснятых дисциплинарных взысканий и иные юридически значимые обстоятельства, а также специфику служебной деятельности этого военнослужащего - перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2013 года N 6-П "По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобами граждан Б.О.С.").
Согласно п.8 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N1237 (далее - Положение), увольнение с военной службы военнослужащих, за исключением высших офицеров и полковников, производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставленными им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Как определено п.3 ст.11 Положения, полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи воинские должности (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, и воинские должности, назначение на которые происходит руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N1082, данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии с действующим приказом Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N1818, проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации.
С учётом изложенного, Министр обороны РФ, как руководитель Министерства обороны РФ, обладает всеми полномочиями подчинённых ему должностных лиц, и поэтому вправе увольнять с военной службы всех военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением занимающих воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, издавать приказы по личному составу и объявлять в этих приказах об исключении уволенных с военной службы военнослужащих данного ведомства.
Как видно из вступившего в законную силу решения Иркутского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2013 года, старшина Рыжков на основании заключения аттестационной комиссии в связи с невыполнением условий контракта, выразившимся в совершении двух административных правонарушений (предусмотренных ч.1 ст.20.1 КоАП РФ - мелкое хулиганство и ст.20.21 КоАП РФ - появление в общественных местах в состоянии опьянения) и привлечении заявителя к дисциплинарной ответственности, что в совокупности признано судом существенным нарушением условий заключённого контракта, в соответствии с действующим законодательством представлен к увольнению с военной службы. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Рыжков перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
В силу требований ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При изложенных обстоятельствах Министр обороны РФ, увольняя заявителя с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и исключая его из списков личного состава воинской части, действовал в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных ему полномочий и поэтому прав заявителя не нарушил.
К аналогичному выводу пришёл и суд первой инстанции.
Вопреки утверждению Рыжкова А.В. непоступление в часть оригинала приказа об его увольнении с военной службы и отсутствие в выписке из этого приказа подписи Министра обороны РФ, что не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами, при наличии заверенной надлежащим образом выписки из этого приказа, не позволяют усомниться в наличии этого приказа в подлиннике.
Нормы материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, при рассмотрении данного дела нарушены не были.
Таким образом, оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, которые по приведённым выше основаниям являются несостоятельными, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2013 года по гражданскому делу по заявлению представителя М. в интересах Рыжкова А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рыжкова А.В. без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Восточно-Сибирского
окружного военного Ю.А. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.