Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 20 августа 2013 г. по делу N 33-190/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Гордиенко Ю.А., судей - Дуняшина О.О. и Бутенко Р.В., при секретаре Барышникове М.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военного прокурора " ... " гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части 00000 рядового Козлова М.И. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), и командира указанной воинской части, связанных с невыплатой Козлову М.И. денежного довольствия за сентябрь - декабрь 2012 года, по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ по доверенности - П. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бутенко Р.В., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Козлов, проходивший военную службу по призыву с 30 мая 2012 года в войсковой части 00000 в городе " ... ", в период с сентября по декабрь 2012 года не был обеспечен денежным довольствием.
Военный прокурор " ... " гарнизона в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах заявителя обратился с заявлением в суд c просьбой признать неправомерными действия Министра обороны РФ по необеспечению Козлова денежным довольствием за указанный период.
Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2013 года заявление удовлетворено. Суд признал незаконными действия Министра обороны РФ, связанные с невыплатой Козлову денежного довольствия за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2012 года и взыскал с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу заявителя причитающиеся ему в этой связи денежные средства.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны РФ по доверенности П. просит решение в связи с неправильным применением норм материального права отменить или изменить в части признания действий Министра обороны РФ незаконными, ссылаясь на следующее.
Право заявителя на получение денежного довольствия в указанный период было нарушено по вине командира воинской части и руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ", а не по вине её доверителя.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и свободы граждан, в том числе право каждого на труд и право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч.3 ст.37) и распределяет органы государственной власти Российской Федерации на органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10).
В соответствии с чч. 3, 4 ст.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация прав и социальных гарантий военнослужащих предусмотрена как мера их социальной защиты, является функцией государства и осуществляется органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Право военнослужащих на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы, а право на получение денежного вознаграждения за труд реализуется путём их обеспечения денежным довольствием (ст. 10, 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Положением о Министерстве обороны РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), данное ведомство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, и в силу ст.10 Конституции Российской Федерации является органом государственной власти. Одной из основных задач Министерства обороны России является обеспечение социальной защиты военнослужащих (пп.9 п.3 Положения). Осуществляя свои полномочия, Министр обороны РФ реализует меры социальной защиты военнослужащих, организует финансовое обеспечение Вооруженных Сил (пп. 43, 45 п.7 Положения) и несёт персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, осуществляя свою деятельность на основе единоначалия (п.9 Положения). Министр обороны РФ решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием (пп. 30, 43 п.10 Положения).
Согласно ст.82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495, командир (начальник) обязан обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия.
В соответствии с п.2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок), зачисление на денежное довольствие военнослужащих, призванных на военную службу, производится на основании предписания, выданного военным комиссариатом, и приказа соответствующего командира (начальника) о зачислении в списки личного состава воинской части. Во всех случаях перемещений к новому месту военной службы военнослужащие зачисляются на денежное довольствие на основании денежного аттестата, выданного финансово-экономическим органом, в котором до перемещения военнослужащие состояли на денежном довольствии. Денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счёт в банке на условиях, определённых в Министерстве обороны. По решению Министра обороны РФ денежное довольствие может выплачиваться через казённое учреждение "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ" или финансово-экономические органы.
Как видно из приведённых правовых норм, обеспечение военнослужащих денежным довольствием является одной из социальных гарантий, предоставляемых государством в виде денежного вознаграждения за труд, реализуемый посредством прохождения ими военной службы, и с учётом полномочий, предоставленных Министру обороны РФ по определению учреждения или органа, осуществляющего выплату денежного довольствия, направлено на реализацию мер социальной защиты военнослужащих.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении дел, связанных с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, следует учитывать, что порядок и размер указанного обеспечения установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для всех иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием.
С учётом изложенного, следует прийти к выводу о том, что обязанность по обеспечению денежным довольствием военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, как мера их социальной защиты, возложена не только на соответствующего командира (начальника), но и на других вышестоящих должностных лиц, в том числе на Министра обороны РФ, который в пределах предоставленных ему Положением полномочий, определил порядок обеспечения данной категории военнослужащих этим видом довольствия и несёт за это персональную ответственность.
Как видно из материалов дела, Козлов, прибывший из военного комиссариата для прохождения военной службы по призыву, с 6 июля 2012 года зачислен в списки личного состава воинской части 00000 и при этом за период с сентября по декабрь этого же года не был обеспечен денежным довольствием (л.д. 4, 7-10, 12, 16-17).
Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на основании п.1 Указа Президента Российской Федерации от 21 января 2012 года N100 в 2012 - 2013 годах установлено в размере 2000 рублей в месяц, включая оклад по воинской должности и дополнительные выплаты.
По указанию начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ от 17 августа 2012 года N 180/5/58ОТ, выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, с 1 сентября 2012 года осуществляется через ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Министр обороны РФ и подчинённые ему лица, в том числе руководитель ФКУ "ЕРЦ МО РФ" и командир войсковой части 00000 не обеспечили заявителя положенным ему денежным довольствием за указанный выше период.
Поскольку же в силу п.2 Порядка правом осуществления выплаты денежного довольствия военнослужащим через конкретные финансовые органы наделён только Министр обороны РФ, определивший такой порядок, суд первой инстанции обоснованно признал его действия по невыплате заявителю денежного довольствия за сентябрь-декабрь 2012 года незаконными, и взыскал эти денежные средства в пользу Козлова с довольствующего органа - ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
По приведённым выше основаниям перечисленные в жалобе доводы не влияют на принятое по делу решение, которое является правильным.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, п.1 ст.328 и ст.329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2013 года по заявлению военного прокурора " ... " гарнизона в интересах Козлова М.И. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.