Судья Хабаровского краевого суда Харламов И.Д., рассмотрев жалобу Лепихина Н.А. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18 апреля 2013г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" Лепихина Н. А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Ространснадзор) ФИО2 от 28 февраля 2013г. "данные изъяты" Лепихину Н.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Лепихин Н.А. признан виновным в нарушении п.п. 5.9, 5.10, 5.12, 5.25.3, 5.30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС) железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08 февраля 2011г. N.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18 апреля 2013г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
Лепихин Н.А. подал в Хабаровский краевой суд жалобу, в которой просил отменить состоявшиеся решения, указывая, что Требования по обеспечению транспортной безопасности распространяют свое действие только на ОТИ и ТС, прошедшие процедуру категорирования, к которым "данные изъяты" не относится; кроме того, постановление вынесено должностным лицом, не обладающим соответствующими полномочиями. При этом, не оспаривая нарушение п.п. 5.10, 5.25.3 названных Требований, счел излишним вменение ему п.п. 5.9, 5.12, 5.30 этих Требований.
В судебное заседание Лепихин Н.А. и должностное лицо Ространснадзора не явились. Ходатайство Лепихина Н.А. об отложении рассмотрения жалобы оставлено без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судья краевого суда пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет административную ответственность.
Согласно ст.23.36 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, правомочны органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
В п.4 ч.2 ст.23.36 КоАП РФ перечислены должностные лица Ространснадзора, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, среди которых отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ. Поэтому для определения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим составом, следует руководствоваться общими нормами ст.ст. 22.1, 22.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП РФ. Согласно ч.2 ст.22.2 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях вправе и должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.
Как следует из приказа Ространснадзора от 30 октября 2007г. N ГК-938фс "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" в территориальных органах Ространснадзора должностным лицом, уполномоченным осуществлять контрольные и надзорные функции и правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, является, в том числе, и старший государственный инспектор.
Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.
Довод Лепихина Н.А о необязательности выполнения вышеназванных Требований до прохождения процедуры категорирования и проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС является необоснованным.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ от 09 февраля 2007г. "О транспортной безопасности" под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. В этой же статье определены субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании. Приведенная норма закона не связывает статус субъекта хозяйственной деятельности как субъекта транспортной инфраструктуры только с наличием объектов, включенных в Реестр категорированных объектов.
В соответствии с пп.6 п.2 ст.2 вышеназванного закона одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. На основании п.1 ст.4 указанного закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2008г. N "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" установлено 3 уровня безопасности ОТИ и ТС. Уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Согласно п.2 этого же постановления Правительства РФ уровень безопасности ОТИ и ТС N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Следовательно, на всех объектах транспортной инфраструктуры постоянно действует уровень безопасности N 1, а субъекты транспортной инфраструктуры обязаны принимать меры по обеспечению указанной степени защищенности, что реализуется путем выполнения требований приказа Министерства транспорта РФ от 08 февраля 2011г. N "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".
В соответствии с пунктами 2-4 Требований они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Пунктом 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлены единые для всех субъектов транспортной инфраструктуры обязанности, вне зависимости от присвоения категории и прохождения оценки уязвимости. Требования, предъявляемые к категорированным объектам, содержатся в иных пунктах документа. Поэтому утверждение Лепихина Н.А. о необязательном соблюдении Требований по обеспечению транспортной безопасности на объекте, "данные изъяты" которого он является, несостоятельно.
Ссылки Лепихина Н.А. на заключение ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" - филиала ОАО "РЖД" договора о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала в 2013г., позднее создание учебного центра в г. Хабаровске, а также отсутствие у "данные изъяты" обязанности по проведению обучения не свидетельствуют об отсутствии вины Лепихина Н.А. в нарушении п.5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п.2.6 должностной инструкции "данные изъяты" в обязанности Лепихина Н.А. входит организация технического обучения персонала, подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации, в том числе руководителей и специалистов. Он же, согласно п.2.10 должностной инструкции организует работу по заключению и исполнению договоров, в том числе на обучение персонала (л.д.114 т.1).
Поскольку на основании п.2.14 должностной инструкции Лепихин Н.А. организует работу и является ответственным лицом в "данные изъяты" за обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС, ему обоснованно поставлено в вину и нарушение п.п. 5.10 и 5.25.3 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Вместе с тем, следует согласиться с доводом жалобы Лепихина Н.А., что ему излишне инкриминировано нарушение п.п. 5.9 и 5.30 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно должностным обязанностям Лепихина Н.А. он не является лицом, уполномоченным на разработку единых видов пропусков. Кроме того, как следует из телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148 т.1), образцы пропусков разработаны и согласованы "данные изъяты". Порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие, отсутствие которого также инкриминировано Лепихину Н.А., был разработан и утвержден в 2011г. (л.д.144 т.1).
Поэтому обжалуемое судебное решение и постановление должностного лица подлежат изменению в данной части путем исключения ссылки о нарушении Лепихиным Н.А. п.п. 5.9 и 5.30 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Уменьшение объема противоправных действий не влечет смягчение наказания Лепихину Н.А., поскольку административный штраф назначен в размере, равном минимальному пределу санкции ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ для должностных лиц.
С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от 28 февраля 2013г. и решение судьи Железнодорожного районного суда "адрес" от 18 апреля 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" Лепихина Н. А. изменить: исключить указание о нарушении им п.п. 5.9 и 5.30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
В остальной части названные постановление и решение оставить без изменения.
Судья Хабаровского краевого суда И.Д. Харламов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.