Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Г.Н.Кочуковой,
членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, А.А.Бабич,
с участием секретаря А.Е.Гиму,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации Нанайского муниципального района и администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 28 мая 2013 года, принятое по гражданскому делу по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к администрации Нанайского муниципального района и администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района, Краевому государственному казенному учреждению "Нанайское лесничество" о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края Ким О.И., главы сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района Кришкевича Д.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к администрации Нанайского муниципального района о возложении обязанности организовать очистку территории земель лесного фонда от бытовых отходов и мусора и их утилизации. В заявлении истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в выделе N квартала N и в выделе N квартала N "данные изъяты", выявлена незаконная свалка бытовых, коммунально-бытовых и строительных отходов. Эти участки находятся на территории Нанайского муниципального района. К вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Так как ответчик уборку и утилизацию таких отходов самостоятельно не организовал, то истец просил возложить на администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в месячный срок организовать утилизацию отходов, очистив территорию земель лесного фонда в выделе N квартала N; выделе N квартала N "данные изъяты". Эти участки лесного фонда в аренде или в пользовании на ином законном основание у каких-либо лиц не находятся.
Определением Нанайского районного суда Хабаровского края от 08.02.2013 года к участию в деле привлечен соответчик администрация сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Определением Нанайского районного суда Хабаровского края от 11.04.2013 года к участию в деле привлечен соответчик КГКУ "Нанайское лесничество".
В ходе рассмотрения гражданского дела истец уточнил свои исковые требования и просил обязать администрацию Нанайского муниципального района и администрацию сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз коммунально-бытовых и строительных отходов, иного бытового мусора с территории земель лесного фонда в выделе N квартала N и в выделе N квартала N Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского лесничества.
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 28.05.2013 года исковые требования Управления лесами Правительства Хабаровского края удовлетворены. На администрацию сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района и администрацию Нанайского муниципального района возложена обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступление решения суда в законную силу принять меры к организации сбора и вывоза, и также к сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов, очистить территорию земель лесного фонда в квартале N выдел N и в квартале N выдел N "данные изъяты" от несанкционированной свалки бытовых отходов.
В апелляционных жалобах администрация Нанайского муниципального района и администрация сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считают, что суд, принимая решение, не применил нормы права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и спор по существу не разрешил. Суд, возлагая на них обязанность совершить указанные в решении действия, сделал неверный вывод о том, что земельные участки лесного фонда выдел N в квартале N и выдел N в квартале N расположены на территории сельского поселения "Село Иннокентьевка", и что муниципальные образования и сельские поселения обязаны осуществлять сбор (уборку) и вывоз бытовых отходов с земель лесного фонда. Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на муниципальные образования возложена обязанность убирать и вывозить мусор и иные отходы, образовавшиеся на землях, находящихся в муниципальной собственности. Земли лесного фонда находиться в государственной собственности. Также судом оставлены без внимания доводы ответчиков, что иск предъявлен лицо, не имеющим на это полномочий. В силу закона Управление лесами Хабаровского края должно осуществлять контроль за состоянием земель лесного фонда, а значит организовывать уборку и утилизацию имеющихся на этих землях мусора. Также судом не учтено, что на собственнике или арендаторе земельных участков лесного фонда законом возложена обязанность проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Из пояснений свидетелей стало известно, что через квартал N и квартал N проходит линия электропередач, принадлежащая Дальневосточной энергетической кампании, и под этой линией леса отсутствуют.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление лесами Правительства Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Полагает, что доводы апелляционных жалоб не основаны на положениях закона, регулирующих отношениях по пользованию, содержанию и охране земель лесного фонда.
В суде апелляционной инстанции глава сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района Еришкевич Д.Д. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил её удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края Ким Д.Д. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции представители администрации Нанайского муниципального района и КГКУ "Нанайское лесничество", уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, не явились. О причине неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили. Судебная коллегия, признав причину неявки неуважительной, провела судебное заседание в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории выделов N квартала N и выдела N квартала N "данные изъяты" расположена несанкционированная свалка бытового и строительного мусора на площади "данные изъяты" Указанные участки лесного фонда в аренду не переданы.
Удовлетворяя требования Управления лесами Правительства Хабаровского края, суд первой инстанции исходил из того, что в обязанность органа местного самоуправления входит уборка несанкционированных свалок, находящихся на государственных землях.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении и толковании норм материального права.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.В части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения муниципального района и сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
Материалами дела и объяснениями сторон подтверждается, что несанкционированная свалка расположена на территории сельского поселения "Село Иннокентьевка" и Нанайского муниципального района. Установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 года N, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, судом правильно определил субъект ответственности по требованиям истца: именно администрация сельского поселения "Село Иннокентьевка" и администрация Нанайского муниципального района отвечает за решение вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в границах этих муниципальных образований.
При таком положении дела, являются несостоятельными ссылки апелляционных жалоб на то, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на пользователя земельными участками Дальневосточную энергетическую кампанию, поскольку достоверных доказательств, подтверждающих передачу этому лицу в аренду территории выделов N квартала N и выдела N квартала N суду не представлено.
Возлагая на администрации муниципальных образований обязанность ликвидировать свалку, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данные ответчики является обязанными ликвидировать свалку в рамках законодательно установленных полномочий, а именно в рамках организации деятельности по сбору и вывозу указанной несанкционированной свалки. Данный подход отвечает требованиям закона, и в частности части 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и статьям 14 и 15 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Но судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложение обязанности по ликвидации свалки территории выделов N квартала N и выдела N квартала N на двух ответчиков одновременно, без учета зоны ответственности каждого из них. Как установлено из объяснений сторон и подтверждается материалами дела, выделы N квартала N находятся в пределах границ сельского поселения "Село Иннокентьевка", следовательно, на администрацию Нанайского муниципального района не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на этой территории. Выдел N квартала N находится в на межселенных территориях (между селами Иннокентьевка и Джонка) в границах Нанайского муниципального района, следовательно, на администрацию сельского поселения "Село Иннокентьевка" не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на этой территории.
Таким образом, проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда свидетельствует о том, что суд первой инстанции, с учетом анализа положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей среды" пришел к правильному выводу, что в обязанности администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка" и администрации Нанайского муниципального района входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки. Решение суда подлежит изменению в части распределения зоны ответственности каждого из ответчиков.
Судебная коллегия находит, что выводы суда соответствуют представленным доказательствам и требованиям закона.
Довод апелляционных жалоб, что иск подан ненадлежащим истцом, судебная коллегия считает несостоятельным, являющимся следствием неверного толкования норм права.
Как указано в статье 54, 83 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (в том числе очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года N, утверждено Положение об управлении лесами Правительства Хабаровского края. В пунктах 1.1, 2.2, 4.4 Положения указано, что Управление является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, осуществляет в пределах компетенции края федеральный государственный лесной надзор в лесах, обеспечивает государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Управление вправе предъявлять к юридическим и физическим лицам требования, выдавать предписания об устранении нарушений лесного законодательства. Направлять в суды материалы о нарушениях лесного законодательства для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.
Таким образом, Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти, наделенный полномочиями осуществлять государственный контроль и надзор в области лесных отношений, в том числе и контроль за очисткой лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Иные доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 28 мая 2013 года, изменить и принять новое решение.
На администрацию сельского поселения "Село Иннокентьевка" Нанайского муниципального района возложить обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступление решения суда в законную силу очистить территорию земель лесного фонда в квартале N выдел N "данные изъяты", организовав сбор и вывоз коммунально-бытовых и строительных отходов с территории несанкционированной свалки.
На администрацию Нанайского муниципального района возложить обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступление решения суда в законную силу очистить территорию земель лесного фонда в квартале N выдел N "данные изъяты", организовав сбор и вывоз коммунально-бытовых и строительных отходов с территории несанкционированной свалки.
В остальной части решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 28 мая 2013 года оставить без изменения.
Апелляционные жалоба администрации Нанайского муниципального района и администрации сельского поселения "Село Иннокентьевка Нанайского муниципального района, оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Г.Н.Кочукова
Члены коллегии: А.А.Бабич
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.