Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 19 августа 2013 г.
(Извлечение)
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Веретенникова Н.Н.
членов президиума Мироновой Л.Ю., Нем В.А., Пилипчук С.В.,
Сосновского А.В.
при секретаре Федотовой Н.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доценко П.Н. к ОМВД России по Ванинскому району и УМВД России по Хабаровскому краю о перерасчете выслуги лет по кассационной жалобе Доценко П.Н. на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 13 августа 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Хохловой Е.Ю., объяснения представителя ОМВД по Ванинскому району Тишкова И.Л. и представителя УМВД Хабаровского края Фетисовой Н.В., президиум
УСТАНОВИЛ:
Доценко П.Н. обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Ванинскому району и УМВД России по Хабаровскому краю о перерасчете выслуги лет. Свое требование мотивировал тем, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с должности "данные изъяты" по п. 1 ч. 1 ст. 40 Закона "О полиции" (по собственному желанию), с указанием на выслугу лет на день увольнения в календарном исчислении - 12 лет 10 месяцев 10 дней, в льготном исчислении - 18 лет 04 месяца 02 дня. Считая расчет выслуги лет в льготном исчислении неверным, поскольку период службы по призыву в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики подлежит зачету один месяц за три, период службы в отдаленной местности - один месяц за полтора, период службы в изоляторе временного содержания ОВД - один месяц за полтора, просил суд установить его выслугу в льготном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 24 года 4 месяца 10 дней, признать за ним право на получении пенсии в размере 62% от оклада по должности и званию с 55% надбавкой за выслугу лет.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 13.08.2012 года в удовлетворении иска Доценко П.Н. о перерасчете выслуги лет отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09.11.2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Доценко П.Н. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Хабаровский краевой суд 13.05.2013 года, Доценко П.Н. просит отменить принятые по делу судебные постановления в связи с нарушением норм материального права, указывает, в частности, на неверное исчисление его выслуги лет в период прохождения службы на территории Чеченской Республики.
11.06.2013 года материалы гражданского дело истребованы в Хабаровский краевой суд, дело поступило - 02.07.2013 года.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Хабаровского краевого суда находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и второй инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов истребованного дела истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", является ветераном боевых действий. В периоды ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел "данные изъяты", уволен по собственному желанию приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому на день увольнения выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 12 лет 10 месяцев 10 дней, в льготном исчислении - 18 лет 04 месяца 02 дня.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы и основания его применения установлены постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941, принятым во исполнение Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, данными нормативными актами не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
С выводами суда первой инстанции согласился суд второй инстанции.
Приведенные выводы сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего дела, в связи с чем постановления судов первой и второй инстанций требованиям законности и обоснованности не отвечают.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями), закрепляя правовые основания назначения пенсий перечисленным в нем категориям граждан, и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, в статье 18 устанавливает правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 22.09.1993 года N 941 утвердило Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
Отказывая в удовлетворении требовании истца, суд первой инстанции указал, что в силу пункта 5 данного Постановления военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Между тем, в силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (затем статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") гражданин, проходящий службы по призыву, является военнослужащим, потому обладает всеми правами, предоставленными военнослужащим.
Законодательство Российской Федерации о статусе военнослужащих, правовых и социальных гарантиях гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей основывается на Конституции Российской Федерации и включает настоящий Закон, другие законодательные акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации (статья 4 Закона от 22.01.1993 года N 4338-1).
Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В частности, Закон Российской Федерации от 21.01.1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" предоставляет военнослужащим право на льготное исчисление периодов военной службы в указанных в нем регионах. Федеральным законом от 16.05.1995 года N 75-ФЗ действие названного Закона Российской Федерации распространено на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Данный Закон не содержит ограничений в правах граждан, проходивших службу по призыву.
Права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона от 21.01.1993 года N 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 года N 280, согласно пункту 2 которого периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Во исполнение статьи 2 Федерального закона от 16.05.1995 года N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" Правительство Российской Федерации 11.12.1995 года приняло постановление N 1210, которым к зоне, на которую распространяется действие Закона от 21.01.1993 года N 4328-1, отнесена вся территория Чеченской Республики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 года N 896 в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом от 21.01.1993 года N 4328-1, выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Войсковая часть 69771 значится в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Доценко П.Н. на основании приказов прибыл в данную часть и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи в должности "данные изъяты", иного не установлено.
Правовое регулирование, действовавшее в период выполнения Доценко П.Н. задач в зоне вооруженного конфликта, не содержало понятие "контртеррористическая операция", потому выводы судов первой и второй инстанций о необходимости подтверждения фактического участия Доценко П.Н. в таких операциях нельзя признать верными.
Далее. Из имеющейся в послужном списке истца записи следует, что он проходил службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период ДД.ММ.ГГГГ Однако из копии трудовой книжки следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ОВД "данные изъяты", который постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 года N 12 приравнен к районам Крайнего Севера.
В материалах дела отсутствует расчет календарного и льготного стажа истца, в связи с чем проверить правильность его исчисления невозможно.
Допущенные судами при разрешении настоящего дела нарушения, применительно к требованиям статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ являются существенными, поскольку повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного президиум Хабаровского краевого суда полагает необходимым отменить принятые по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Хабаровского краевого суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Доценко П.Н. удовлетворить.
Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 13 августа 2012 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 09 ноября 2012 года по делу по иску Доценко П.Н. к ОМВД России по Ванинскому району и УМВД России по Хабаровскому краю о перерасчете выслуги лет отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ванинский районный суд Хабаровского края в ином составе судей.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий: Н.Н. Веретенников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.