Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Михеева С.Н.,
Смолякова П.Н.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 9 июля 2013 года гражданское дело по иску военного прокурора Борзинского гарнизона, заявленного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Славянка", филиалу "Читинский" ОАО " Славянка" о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения, допущенные при управлении ДОСами "адрес"
по апелляционной жалобе представителя ОАО "Славянка"
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
исковые требования военного прокурора Борзинского гарнизона, завяленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Славянка", филиалу "Читинский" ОАО "Славянка" о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения, допущенные при управлении ДОСами "адрес" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО "Славянка", территориального филиала "Читинский" ОАО "Славянка" и Министерства обороны Российской Федерации в вопросе ненадлежащего обслуживания и ремонта домов, расположенных по адресам: "адрес".
Обязать ОАО "Славянка" в лице филиала "Читинский" ОАО "Славянка" устранить нарушения, допущенные при управлении ДОСами "адрес", путем произведения текущего ремонта: обеспечение консервации пустующих квартир, пресечения доступа в них посторонних лиц; устранения в квартирах, расположенных на пятых этажах названных домов последствий затопления, неисправности кровли; устранения затопления подвальных помещений домов; восстановления отмосток по периметрам домов; устранения причин выпадения конденсата на поверхности ограждающих конструкций и их разрушения; восстановления (монтажа) системы освещения подвальных помещений домов, их очистки, проведение дератизации и дезинфекции; проведение восстановления (монтажа) системы освещения лестничных клеток; восстановления целостности стен и полов, приямков у входов в подвалы; устранения деформации перемычек над дверными проемами в подвалы и восстановления кирпичной кладки стен подвалов; обеспечения водозащиты, воздухозащиты стыков панелей; заделки швов между карнизными плитами; восстановления стенового материала, бетона на панелях; определения степени коррозионных поражений стальных несущих закладных деталей путем проведения вскрытия конструктивных узлов, где на поверхности конструкций имеются трещины, отслоения защитного слоя, коричневые ржавые пятна, для их дальнейшего устранения; устранения плесени на стенах квартир, протечек кровли домов; устранения трещин на перегородках между квартирами и лестничными площадками, неплотности по периметру перегородок; восстановления стен в тамбурах, совмещенных с подвальными помещениями; восстановления штукатурного и окрасочного слоев стен на лестничных площадках; установки деревянных поручней лестниц; восстановления защитного бетонного слоя плит перекрытий, несущих балок перекрытий, перекрытий между подвалами и первыми этажами зданий, площадок лестничных клеток; восстановления рулонного (шиферного, металлического) материалов на кровле домов, обеспечения отвода воды с поверхности кровли; восстановления остекления лестничных площадок, оконных рам, ступеней лестничных маршей; восстановление внутредомовых систем теплоснабжения, электроснабжения, освещения мест общего пользования; обеспечения работоспособности системы канализации домов; установки табличек с указанием номеров подъездов, номеров квартир.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить нарушения, допущенные при управлении ДОСами "адрес" путем произведения капитального ремонта: восстановления в домах теплового контура; восстановления теплоизоляции трубопроводов и стояков.
Взыскать с ОАО "Славянка" и с Министерства обороны РФ государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты" руб. с каждого ответчика.
Заслушав доклад судьи краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военная прокуратура Борзинского гарнизона обратилась в суд с иском ссылаясь на следующие обстоятельства.
На основании договора управления, заключенного 02.08.2010 между Министерством обороны России и ОАО "Славянка", и в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 N645-р, Территориальный филиал "Читинский" ОАО "Славянка" осуществляет управление жилым фондом "адрес", в том числе и ДОСами N.
"Дата" военной прокуратурой Борзинского гарнизона с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Забайкальского края проведено обследование домов, расположенных по адресам: "адрес", ДОСы N, по результатам которого установлены многочисленные нарушения, допущенные при их содержании и эксплуатации:
в ДОСах N - подвальное помещение увлажнено по причине неисправности системы канализации;
в ДОСах N в подвале отсутствует освещение, трубы систем теплоснабжения, водоснабжения не имеют тепловой изоляции, покрыты ржавчиной, запорная арматура в стояках неисправна, в подвале имеется скопление мусора, внутренняя и наружная поверхности стекол не очищены от загрязнения, электрощитовые открыты, таблички с указанием номеров подъездов, номеров квартир, расположенных в данном подъезде, отсутствуют;
в ДОСе N стены тамбуров имеют зазоры в местах проходов трубопроводов, неисправно дорожное покрытие на территории домовладения;
в ДОСах N отмостка по периметру дома имеет просадки, щели, трещины, оконные рамы не окрашены, произошло загнивание и коробление элементов затоплений, ослабление сопряжения в углах переплетов, ослабление креплений стекол, деревянные поручни лестниц отсутствуют, металлические элементы лестниц не окрашены, ступени бетонные разрушены, имеются зазоры между лестничными маршами и стенами;
имеются протечки кровли в ДОСе N из-за неисправности шиферной кровли, в ДОСах N - мягкой кровли, в ДОСе N - металлической скатной кровли;
в ДОСах N остекление окон на лестничных площадках нарушено, стены подъездов грязные, отделочный материал отслоился, неисправно освещение лестничных клеток;
в ДОСах N отсутствуют вторые рамы;
в ДОСах N имеются зазоры между стеной и коробкой, создающие высокую воздухопроницаемость и проникание атмосферной влаги;
в ДОСах N не производится влажная уборка лестничных клеток, отсутствует подъездное отопление, приборы отопления демонтированы в ДОСах N;
в ДОСах N происходит увлажнение стен подъездов в месте, где проложены стояки канализации;
в ДОСах N входные двери не окрашены, не подготовлены к зиме, отсутствуют пружины, уплотняющие прокладки;
в ДОСах N происходит разрушение бетонного пола в тамбуре;
в ДОСах N от длительного воздействия влаги сопряженные с подвальным помещением конструкции подвержены разрушению, в подъезде присутствует неприятный запах;
в ДОСах N отсутствуют вторые двери в тамбуре;
в ДОСе N разрушены участки керамической плитки;
в ДОСах N на площадке перед третьим подъездом отсутствует металлическая решетка для очистки обуви от грязи и снега;
в ДОСе N разрушены ступени лестничных маршей, отмостка с южной стороны разрушена;
в ДОСе N парапетная плита с южной стороны здания разрушается;
в ДОСе N неисправно крыльцо у первого подъезда;
ДОСы N для проживания не пригодны, демонтированы окна, двери, полы санитарно-техническое оборудование.
Бездействие филиала "Читинский" ОАО "Славянка", выражающееся в ненадлежащем обслуживании многоквартирных домов, расположенных по указанным адресам, создает угрозу срыва начала отопительного сезона 2012-2013 г.г., перемерзания систем жизнеобеспечения, возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости экстренной эвакуации граждан, причинения вреда их жизни и здоровью. Возникшая ситуация существенно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих и пребывающих в обозначенном жилом фонде, затрудняет их нормальную жизнедеятельность, причиняет вред их здоровью, в связи с ненадлежащим состоянием общего имущества многоквартирного дома.
С учетом уточнений, заявленных в ходе рассмотрения дела, просил признать бездействие ОАО "Славянка", территориального филиала "Читинский" ОАО "Славянка" и Министерства обороны Российской Федерации в вопросе ненадлежащего обслуживания и ремонта указанных домов незаконным,
обязать ОАО "Славянка" в лице филиала "Читинский" ОАО "Славянка" устранить допущенные нарушения в вышеуказанных многоквартирных домах путем:
- обеспечения консервации пустующих квартир, пресечения доступа в них посторонних лиц;
- устранения в квартирах, расположенных на пятых этажах названных домов, последствий затопления, неисправностей кровли;
- устранения затопления подвальных помещений домов;
- восстановления отмосток по периметрам домов;
-устранения причин выпадения конденсата на поверхности ограждающих конструкций и их разрушения;
- восстановления (монтажа) системы освещения подвальных помещений домов, их очистки, дератизации и дезинфекции;
- восстановления (монтажа) системы освещении лестничных клеток;
- восстановления целостности стен и полов, приямков у входов в подвалы;
- устранения деформации перемычек над дверными проемами в подвалы и восстановления кирпичной кладки стен подвалов;
- обеспечения водозащиты, воздухозащиты стыков панелей;
- заделки швов между карнизными плитами;
- восстановления стенового материала, бетона на панелях;
- определения степени коррозионных поражений стальных несущих закладных деталей путем проведения вскрытия конструктивных узлов, где на поверхности конструкций имеются трещины, отслоения защитного слоя, коричневые ржавые пятна, для их дальнейшего устранения;
- устранения плесени на стенах квартир, протечек кровли домов;
-устранения трещин на перегородках между квартирами и лестничными площадками, неплотности по периметру перегородок;
- восстановления стен в тамбурах, совмещенных с подвальными помещениями;
- восстановления штукатурного и окрасочного слоев стен на лестничных площадках;
- установки деревянных поручней лестниц;
- восстановления бетонного слоя плит перекрытий, несущих балок перекрытий, перекрытий между подвалами и первыми этажами зданий, площадок лестничных клеток;
- восстановления рулонного (шиферного, металлического) материалов на кровле домов, обеспечения отвода воды с поверхности кровли;
- восстановления остекления лестничных площадок, оконных рам, ступеней лестничных маршей;
- восстановления внутридомовых систем теплоснабжения, электроснабжения, освещения мест общего пользования;
- обеспечения работоспособности системы канализации домов;
- установки табличек с указанием номеров подъездов, номеров квартир,
обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить нарушения, допущенные в вышеуказанных многоквартирных домах путем проведения капитального ремонта:
- восстановления в домах теплового контура;
- восстановления теплоизоляции трубопроводов и стояков.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Славянка" по доверенности Голыгин В.А. выражает несогласие с выводами суда, указывает, что судом не принят во внимание довод ОАО "Славянка" о том, что изначально необходимо проведение капитального ремонта жилищного фонда Минобороны РФ, а затем уже могут быть предъявлены требования по проведению текущего ремонта в объемах и по направлениям, определенным после обследования жилого фонда. Указывает, что возложенная судом обязанность по обеспечению консервации пустующих квартир и пресечению доступа в них посторонних лиц не входит в перечень действий по проведению текущего ремонта. Полагает, что судом на ОАО "Славянка" возложена обязанность, за выполнение которой ответственность управляющая компания (исполнитель коммунальных услуг) не несет в силу прямого указания законов РФ и которая не установлена договором N1-УЖФ от 02.08.2010. содержание сторожей, равно как и приобретение материалов, необходимых для закрытия пустующих квартир (дверей, окон) статьей "Содержание и текущий ремонт" по утвержденному тарифу не предусмотрено. Также ссылается на то, что исковое заявление подано неправомочным лицом. Жилые помещения предоставлены жильцам ДОСов N Министерством обороны РФ на основании договоров найма служебных жилых помещений, действие которых прекратилось в связи с прекращением трудовых отношений и увольнением лиц, проживающих в указанных жилых домах, со службы в организациях, подведомственных Минобороны России. У данных лиц нет законных оснований для проживания в ДОСах N, следовательно их права и интересы не могут быть ущемлены бездействием ОАО "Славянка". Также указывает, что круг лиц, проживающих в ДОСах N не является неопределенным и может быть индивидуализирован, доказательств наличия в этом круге граждан не способных по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд, прокурором не представлено, в связи с чем, у прокурора не имеется полномочий на предъявление заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Просит решение отменить в полном объеме, принять по делу новое решение.
В письменных возражениях вр.и.о. военного прокурора Борзинского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Славянка" - без удовлетворения.
Процессуальный истец - военный прокурор Борзинского гарнизона, ответчик Министерство обороны Российской Федерации, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания не заявляли.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ОАО "Славянка" Абрамова Р.И., подержавшего доводы жалобы в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленным Правительством РФ правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 года, в состав общего имущества включаются и стены.
В силу п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, иных лиц.
Согласно пп. "з" п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" п. 2 Правил.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными на то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
Согласно положениям раздела IV Правил и норм технической эксплуатации в отношении подготовки жилищного фонда к эксплуатации установлено, что неисправности стен, фасадов, крыш, оконных и дверных заполнений, повреждения полов и т.д. должны быть устранены.
Так, организация по обслуживанию жилищного фонда (далее - Организация) должна в соответствии п. 4.1.1 обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, при этом п. 4.1.3 установлено, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию, п. 4.1.15 не допускает подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования, захламление и загрязнение подвальные помещения.
В силу п. 4.1.9 Организации следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации.
В соответствии с п. 4.1.11 не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты; мостики для перехода через коммуникации должны быть исправными.
Пунктом 4.1.7 установлено, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно п. 4.2.1.1 Организация должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. При этом не допускается разрушение и повреждение отделочного слоя (п. 4.2.1.5).
Организация должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий (п. 4.4.1).
На основании п. 4.6.1.1 Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
Два раза в год внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком п. 4.7.4).
Как следует из пункта 4.8.1, неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Пунктом 4.8.14 рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега.
Кроме того, в силу п. 3.2.18 располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты. У входа в подъезд (лестничную клетку) должны вывешиваться таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде (п. 3.5.2).
Как следует из материалов дела по договору управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации N1-УЖФ от 02 августа 2010 года Открытое акционерное общество "Славянка" взяло на себя обязанности: оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном фонде военных городков, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам специализированного найма жилых помещений и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность (л.д. 19-32).
Судом первой инстанции установлено, что в перечень объектов специализированного фонда, переданного в управление ОАО "Славянка" согласно договору от 2 августа 2010 года, входят и ДОСы "адрес".
По результатам проверки, проведенной военной прокуратурой Борзинского гарнизона, в указанным выше многоквартирных домах выявлены многочисленные нарушения, допущенные при их содержании и эксплуатации (л.д. 39-89). Наличие выявленных нарушений ответчиками не оспаривается.
Разрешая спор по существу, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 года, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изложенные прокурором в иске нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, допущенные ответчиками, подтверждены в ходе судебного разбирательства, ответчик - ОАО "Славянка", являясь управляющей организацией, ненадлежащим образом выполняет обязанности по содержанию общего имущества дома.
Судебная коллегия считает, что выявленные нарушения содержания общего имущества домов - ДОСов N, при несвоевременном устранении создают угрозу жизни и здоровью жителей как близлежащих домов, жителей, а также лиц, приезжающих в "адрес", в связи с чем затрагиваются права неопределенного круга, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на подачу иска в связи с определенностью круга заинтересованных лиц, а также в связи с незаконностью проживания граждан в ДОСах N, подлежат отклонению как несостоятельные.
Указание представителя ОАО "Славянка" на то, что изначально необходимо проведение капитального ремонта жилищного фонда Минобороны РФ, а затем уже предъявление требований по проведению текущего ремонта в объемах и по направлениям, определенным после обследования жилого фонда, основаны на неверном толковании закона, поскольку вышеприведенными положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлены сроки и периодичность устранения неисправностей (в некоторых конкретных случаях - предельные сроки) вне зависимости от проведения капитального ремонта.
Судебная коллегия находит подлежащим отклонению довод жалобы о том, что обязанность по обеспечению консервации пустующих квартир и пресечению доступа в них посторонних лиц не входит в перечень действий по проведению текущего ремонта, поскольку возложенная обязанность обеспечивает достижение цели договора N1-УЖФ от 2 августа 2010 года об обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания граждан и выполнение обязанности по надлежащему содержания общего имущества.
Ссылка на то, что ответственность за выполнение данной обязанности управляющая компания (исполнитель коммунальных услуг) не несет в силу прямого указания законов РФ и то, что данная обязанность не установлена договором N1-УЖФ от 02.08.2010 является необоснованной и противоречит указанному договору управления специализированным жилищным фондом военных городков, пунктом 3.1.10 которого предусмотрена обязанность ОАО "Славянка" ежемесячно предоставлять Заказчику сведения о пустующем жилищном фонде, а пунктом 3.2.6 установлено право уведомлять Заказчика о затратах, понесенных Управляющей компанией по содержанию пустующего жилого фонда, осуществлению совместно с Заказчиком сверки по пустующему жилому фонду с составлением акта и последующим выставлением счета за понесенные расходы.
Оснований для иной оценки обстоятельств, учтенных судом при разрешении дела, и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Славянка" Голыгина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна
Судья Забайкальского краевого суда С.Н.Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.