Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 29 марта 2013 г. по делу N 33-91
Судебная коллегия по гражданским делам
3 окружного военного суда в составе:
председательствующего Моши А.М., судей: Ушаковой М.В. и Светлова А.Г., при секретаре Новак Г.С.,сучастием представителя заявителя - Панариной Е.С. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ефрейтора запаса Самылкиной Л. И. на решение 26 гарнизонного военного суда от 3 декабря 2013 года по ее заявлению об оспаривании действий руководителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ", связанных с отказом заключить договор социального найма и снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад председательствующего Моши А.М., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Ефрейтор запаса Самылкина обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просила:
-признать неправомерными действия руководителя ФГКУ "Центррегионжильё", связанные с принятием решения от 15 октября 2012 года N 638 "об отказе в заключении договора социального найма и снятии ее и членов ее семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений, а принятое им решение -незаконным;
- обязать указанное должностное лицо отменить это решениеи восстановить ее, Самылкину,и членов ее семьи в списках очередников, нуждающихся в получении жилых помещений на территории РФ (в _) с26 апреля 2006 года, с прежним составом семьи путем внесения сведений о ней в Единый реестр учета военнослужащих с уведомлением о порядковом номере учета;
- обязать должностное лицо обеспечить ее, Самылкину, и членов ее семьижилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства на территории Российской Федерации согласно очередности с целью устранения нарушение жилищных прав, гарантированных действующим законодательством Российской Федерации.
- компенсировать судебные издержки.
Своим решением 26 гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении заявления.
Не соглашаясь с этим решением, Самылкина подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменитьпо основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 330 ГПК РФ, после чего принять новое решение - о полном удовлетворении ее заявления.
Как утверждается в жалобе, суд нарушил ее право на участие в судебном разбирательстве, поскольку надлежащим образом не уведомил о времени, дате и месте состоявшихся по делу судебных заседаний 8,16 и 27 ноября 2012 года, а также, вопреки заявленному ходатайству, не привлек к участию в деле прокурораи не приобщил к материалам дела документы прокурорского реагирования, отражающие правовую позицию органов прокуратуры по вопросу законности состояния ее на жилищном учете. Кроме того, суд не привлек к участию в деле председателя ликвидационной комиссии войсковой части _ и не приобщил к материалам дела ответ начальника СИТОР Космических войск от 11 февраля 2008 года и приказ командира войсковой части _ от 2 декабря 1998 года _ с приложениями.
В решении не были отражены и не получили оценки ряд представленных ею доказательств:
- суд в нарушение ч.1 ст. 61 ГПК РФ не признал общеизвестным тот факт, что вопрос о признании нуждающимися военнослужащих, уволенных с военной службы после 1 января 1999 года и состоявших на учете в Администрации _, в 2005 году решался на уровне Правительства РФ;
- суд в нарушение ч.2 ст. 61 ГПК РФ не учел обстоятельства, установленные приобщенным по ходатайству ее представителя кассационным определением 3 окружного военного суда от 3 июня 2009 года N 373-кг по заявлению Панариной о незаконном увольнении с военной службы без обеспечения жильем.
В то же время материалы дела содержат ряд письменных доказательств, приобщенных с нарушением процессуального порядка и без указания источника их происхождения.
Самылкина также полагает, что представитель ответчика не представил в суд убедительных доказательств правомерности отказа в предоставлении ей квартиры и снятия с жилищного учета.
Анализируя правовую позицию Европейского Суда по правам человека о необходимости соблюдения государством принципа правовой определенности, автор жалобы высказывает несогласие с выводом суда о правомерности действий руководителя ФГКУ "Центррегионжилье", который в нарушение требований п.2 ст. 56 ЖК РФ спустя более 6,5 лет принял единоличное решение о снятии ее с жилищного учета, вопреки принятому ранее (в 2006 году) решению коллегиального органа(жилищной комиссии войсковой части _)на основании п.п. 6 п.1 ст. 56 ЖК.
При этом суд оставил без внимания то, что правомерность решения жилищной комиссии была подтверждена неоднократными проверками органов военной прокуратуры гарнизона и РВСН. В обоснование этого Самылкина также ссылается на отдельные судебные постановления Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного СудаРоссийской Федерации по вопросам обеспечения жильем категории уволенных военнослужащих, к которой она относится, при этом заявитель приводит в жалобе их подробный анализ.
В заключение жалобы ее автор указывает на то, что решение жилищного органа и судебное решение 26 гарнизонного военного суда нарушают конституционные права ее и членов ее семьи на обеспечение жильем от государства в лице военного ведомства.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам автора жалобы процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Как видно из материалов дела, все извещения о судебных заседаниях своевременно направлялись заявителю через ее представителя - Панарину. Что же касается не привлечения к участию в деле прокурора, то, исходя из смысла ч.3 ст. 45 ГПК РФ, его участие в судебном разбирательстве по возникшему спору, касающемуся жилищных правоотношений, не являлось обязательным.
Вместе с тем, решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Признавая правомерным решениеруководителя ФГКУ"Центррегионжильё" об отказе в заключении договора социального найма и снятии Самылкиной и членов ее семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений, суд, как и руководитель жилищного органа, исходил из того, чтодействия, направленные на реализацию права военнослужащего на получение жилого помещения по договору социального найма, она совершила после увольнения с военной службы, а поэтому,в силу взаимосвязанных положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Самылкина утратила право на обеспечение жильем от военного ведомства.
Однако, по убеждению судебной коллегии, этот вывод является ошибочным, поскольку сделан без учета особенностей жилищного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы с космодрома " _" после 1 января 1999 года.
Так, согласно п.1 ст. 5 ЖК РФ по Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и состоит, в том числе, из принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п.2 ст.5 ЖК РФ).
Пунктом той же статьи установлено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Как видно из материалов дела, Самылкина проходила военную службу по контракту в различных воинских частях Вооруженных Сил РФ космодрома " _" с мая 1992 года и была уволена из армии 29 декабря 2003 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. По избранному месту жительства жилым помещением на момент увольнения с военной службы она не обеспечивалась и в период службы для решения данного вопроса к командованию не обращалась.
Ее дочь - Панарина Е.С. проходила военную службу по контракту в войсковой части _ ( _) с декабря 1993 года по декабрь 2008 года и была уволена из армии в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом до увольнения она также самостоятельного права на предоставление ей жилого помещения на территории России не предъявляла, с заявлением в жилищные органы не обращалась.
В _ Самылкина, ее дочь Панарина и внук Кулешов Н.А. проживают в квартире по договору социального найма по адресу: _.
2 марта 2004 года, т.е. сразу после увольнения с военной службы, Самылкина в соответствии с установленным в тот период порядком принятия на учет уволенных военнослужащих на основании постановления Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 325 "О подпрограмме "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящей в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы", была признана администрацией _ нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания на территории Российской Федерации и включена в список очередников для получения жилья на состав семьи из 3-х человек (она, дочь, внук).
Воктябре 2004 года во исполнение протеста прокурора комплекса " _" военнослужащие, уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации после 1 января 1999 года, были сняты с учета (поскольку вышеназванное постановление Правительства РФ на них не распространялось), а их учетные дела - переданы в группу контроля и распределения жилой площади войсковой части _.
12 октября 2005 годав связи с упразднением ранее существовавшего порядка постановки на жилищный учет и массовым обращением граждан в органы государственной власти Государственной Думой Федерального Собрания Российской ФедерацииПредседателю Правительства РФ был направлен парламентский запрос "О мерах по обеспечению жильем военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома " _" и увольняемых с военной службы, а также граждан Российской Федерации, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома " _" и уволенных с военной службы после 1 января 1999 года" (постановление ГД ФС РФ от 12 октября 2005 г. N 2270-IV ГД), по результатам рассмотрения которого Председателем Правительства РФ был установлен порядок, в соответствии скоторым обязанность обеспечения жильем этой категории граждан возлагалась на Минобороны России, получившее для этих целей значительные бюджетные средства.
Следует отметить, что указанное предписание полностью отвечало изменению общего порядка обеспечения жильем военнослужащих в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и новой редакции п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым обязанность по обеспечению соответствующей категории уволенных военнослужащих была переложена с органов местного самоуправления на военное ведомство в лице жилищных органов по последнему месту прохождения военной службы.
В связи со снятием с учета в Администрации _, произведенного на основании упомянутого протеста прокурора, в марте 2006 года Самылкина обратилась в жилищную комиссию войсковой части _ с заявлением о признании ее и членов семьи (дочери и внука) нуждающимися в получении жилого помещения на территории Российской Федерации с приложением нотариально заверенного заявления Панариной о согласии на получение жилья всоставе семьи матери ( Самылкиной).
28 апреля 2006 года решением жилищного органа Самылкина, ее дочь и внук были признаны нуждающимися в получении жилого помещения на территории Российской Федерации и поставлены на соответствующий учет. Кроме того, решением 26 гарнизонного военного суда от 18 августа 2006 года был установлен юридический факт нахождения Самылкиной на иждивении своей дочери - Панариной.
В дальнейшем, в связи с принятием Самылкиной на жилищный учет между ней и Министерством обороны РФ сложились правоотношения, в соответствии с которыми военное ведомство принимало на себя обязательство по обеспечению Самылкиной и членов ее семьи жилым помещением по установленным нормам в избранном после увольнения постоянном месте жительства, что полностью корреспондировало правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 года N 5-П.
В соответствии с этой позицией законодательные изменения источников и форм обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан, а также реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Следовательно, законодатель был вправе освободить органы местного самоуправления с 1 января 2005 года от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и - исходя из того, что государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств, - возложить обязанность по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
О принятии на себя таких обязательств, в частности, свидетельствует предоставление Самылкиной и членам ее семьи в 2008 году жилого помещения в _, от получения которой они отказались по личным мотивам.
Таким образом, вопреки изложенному в решении выводу, действия, направленные на реализацию права военнослужащего на получение жилого помещения по договору социального найма Самылкина хотя (по хронологии) и совершила сразу после увольнения с военной службы, однако это было обусловлено особенностями регламентации установленного на территории комплекса " _" порядка постановки на жилищный учет той категории, граждан, к которой она относилась.
С учетом изложенного, нельзя согласиться и с выводом суда о неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, положенного в основу решения об отказе в удовлетворении заявления Самылкиной.
В этой связи коллегия также отмечает, что при оценке правомерности действий руководителя жилищного органа, судом не были учтены положения п.2 ст. 56 ЖК РФ, устанавливающие предельный (тридцатидневный) срок принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в то время как поданному делу такое решение было принято спустя более 6,5 лет, в течение которых Самылкина и члены ее семьи, исходя из принципа правовой определенности и рассчитывая на предсказуемость действий государства по отношению к ним, вправе были рассчитывать на реализацию их жилищных потребностей.
Таким образом, изложенное свидетельствует о несоответствии изложенных в решении выводов суда установленным обстоятельствам и о неправильном применении норм материального права, выразившееся в неверном толковании закона, что в силу п. п. 3, 4 ч.1 и п. 3 ч.2 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения в апелляционном порядке в части, касающейся снятия Самылкиной и членов ее семьи с жилищного учета в целях обеспечения жилым помещением от военного ведомства в избранном после увольнения месте жительства.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств и оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции не имеется, судебная коллегия полагает необходимым принять новое решение, которым обязать руководителя ФГКУ "Центррегионжильё", отменить решение от 15 октября 2012 года _ в части снятия Самылкиной и членов ее семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений и восстановить ее в этих списках путем внесения сведений о ней в Единый реестр учета военнослужащих с уведомлением заявителя о порядковом номере учета.
Что же касается требования о предоставлении Самылкиной и членам ее семьи жилого помещения в избранном месте жительства, то принятие такого решения относится к исключительной компетенции уполномоченного жилищного органа Министерства обороны РФ и может быть принято только после поступления конкретной квартиры, соответствующей составу семьи заявительницы, на распределение с соблюдением установленной очередности и требований, предусмотренных п. п.16-18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда;-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 3 декабря 2013 года по заявлению ефрейтора запаса Самылкиной Л. И. об оспаривании действий руководителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ", связанных с отказом заключить договор социального найма и снятием с жилищного учета, в связи с несоответствием изложенных в решении выводов суда установленным обстоятельствам и неправильным применением норм материального права, - отменить.
Принять по данному делу новое решение, изложив его в следующей редакции:
- "Заявление ефрейтора запаса Самылкиной Л. И. об оспаривании действий руководителя Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ", связанных с отказом в заключении договора социального найма и снятием с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, - удовлетворить частично.
Признать неправомерными действия руководителя ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ",связанные с принятием решения от 15 октября 2012 года _ оснятии Самылкиной Л.И.и членов ее семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений, и обязатьданное должностное лицо отменить решение в указанной части, восстановить Самылкину Л.И. и членов ее семьи в списках очередников, нуждающихся в получении жилых помещений на территории РФ в избранном месте жительства - в _ - с26 апреля 2006 годас составом семьи 3 человека путем внесения сведений о ней в Единый реестр учета военнослужащих с уведомлением заявителя о порядковом номере учета.
В удовлетворении остальных требований Самылкиной Л.И. - отказать".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.