Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Карповой И.Ю., Авериной Е.Г.,
при секретаре Васильевой Е.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по кассационной жалобе Каширской А.Ю.
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 мая 2011 года
по иску Каширской А.Ю. к Министерству финансов Астраханской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛА:
Каширская А.Ю. обратилась в суд с иском, указав, что с 27 июля 2006 года работала в должности ххх. Приказом ххх уволена с 17 марта 2011 года в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности. Считает увольнение незаконным, поскольку ликвидации организации не было, увольнение по инициативе работодателя имело место в период беременности. Просит восстановить ее должности и взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
В судебном заседании Каширская А.Ю. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Губернаторова О.Ю. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований Каширской А.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Каширская А.Ю. ставит вопрос об отмене решения, поскольку она не ознакомлена с приказом о ликвидации сектора; увольнение имело место до истечения двухмесячного срока предупреждения, ей не предложена иная работа; полагает, что имела место реорганизация; в трудовую книжку ответчиком внесена не точная запись основания увольнения.
На заседание коллегии Каширская А.Ю. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика Болушевой С.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Бурхетьевой Е.М. о законности и обоснованности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение по основаниям неправильного определения юридичпски значимых обстоятельств и неправильного применения норм материального права.
Из материалов дела следует, что приказом ... л от +++ Каширская А.Ю. (в девичестве Медведева) принята с 27 июля 2006 года на государственную гражданскую службу государственную должность ххх
Приказом ... -л от +++ Каширская А.Ю. уволена 17 марта 2011 года с должности государственной гражданской службы в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности на основании статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:
1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:
1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Трудового кодека Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (часть 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отказывая Каширской А.Ю. в удовлетворении исковых требований, суд указал на то, что обособленное структурное подразделение, в котором работал истец, ликвидировано, других структурных подразделений в ххх ответчик не имеет, в связи с чем предложить другую работу Каширской А.Ю. не представляется возможным.
Однако судебная коллегия находит выводы суда не соответствующими вышеуказанным нормам права, из анализа которых следует, что для увольнения по рассматриваемому основанию необходим факт ликвидации обособленного структурного подразделения. Таким образом, суду следовало проверить, имело ли в действительности место ликвидация организации.
Согласно Положению об отделе предварительного контроля департамента казначейского исполнения бюджета министерства финансов Астраханской области отдел является структурным подразделением департамента и в его структуру входят сектор расходов областного бюджета, сектор казначейского обслуживания ххх и сектор казначейского обслуживания по ххх
Приказом ххх министром финансов Астраханской области принято решение о ликвидации сектора казначейского обслуживания по +++ и введение в сектор расходов областного бюджета +++, в связи с чем суду следовало проверить изменилась ли штатная численность отдела предварительного контроля департамента казначейского исполнения бюджета, сравнить должностные обязанность ликвидированных и вновь введенных штатных единиц.
Остался не выясненным и вопрос является ли сектор казначейского обслуживания по ххх департамента казначейского исполнения бюджета министерства финансов Астраханской области обособленным структурным подразделением.
Из материалов дела видно, что по отношению к ответчику сектор расположен в другой местности - в ххх. Однако данного обстоятельства недостаточно для признания структурного подразделения обособленным. К тому же Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит понятия обособленного структурного подразделения.
Подразделение юридического лица может считаться обособленным, если оно отвечает требованиям, содержащимся в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой для представительств и филиалов признаками являются: они представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений; имеют руководителей, назначаемых юридическим лицом и действующих на основании его доверенности; подлежат указанию в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Данные обстоятельства судом не проверены.
Ссылка представителя ответчика на постановку и снятие с учета в налоговом органе не свидетельствует о том, что сектор казначейского обслуживания по ххх департамента казначейского исполнения бюджета министерства финансов Астраханской области является обособленным структурным подразделением, поскольку целью постановки обособленного структурного подразделения в налоговом органе на учет является осуществление налогового контроля, а не определение структурного подразделения организации, как обособленного.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд не учел особенности прохождения и прекращения государственной гражданской службы. В частности, без внимания суда остались те обстоятельства, что статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено предоставление увольняемому гражданскому служащему иной должности в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе.
Таким образом, вывод суда о законности увольнения Каширской А.Ю. не соответствует юридически значимым обстоятельствам по делу и требованиям закона, а поэтому решение суда подлежит отмене.
Отменяя решение, судебная коллегия полагает необходимым возвратить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные районным судом нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 мая 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.