Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
судьи Мироновой И.В.,
при секретаре Орсик Н.В.,
с участием истца Сухининой М.В. и ее представителей по доверенности Филипчик С.А. и Кривоноговой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухининой М.В. и Сухинина В.Т. к Управлению Пенсионного фонда РФ
( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты и взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты, мотивируя тем, что являются родителями сержанта С, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике, имеют права на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, которыми пользовались до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. о замене натуральных льгот денежными компенсациями, после чего фактические выплаты стали меньше прежней суммы, которую они получали в связи со смертью сына, образовалась задолженность, ответчиком было отказано в выплате причитающейся денежной суммы.
В судебном заседании истец Сухинина М.В. и ее представители по доверенности Филипчик С.А. и Кривоногова О.Ю. уточнили исковые требования в части расчета задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просили взыскать с ответчика задолженность по ежемесячной денежной выплате в сумме 61324,26 руб. каждому истцу, а также, расходы на оплату услуг представителей, на оплату доверенности и по госпошлине.
Истец Сухинин В.Т. в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Манева А.Н. с иском не согласилась.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Сухинин В.Т. и Сухинина М.В. являются родителями сержанта С, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при выполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 5- ФЗ "О ветеранах", ст. 7 Закона СССР N 313-1 от 01.08.1989 г. "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания" и ст. 3 Закона РФ N 4328-1 от 21.01.1993 г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" как родители военнослужащего, погибшего при исполнении воинских обязанностей, они получили особый статус и, как следствие, по правам и льготам приравнивались к участникам Великой Отечественной войны.
Истцы пользовались этими льготами до ДД.ММ.ГГГГ, т.е., до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. о замене натуральных льгот денежными компенсациями.
Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года N 331-О-П было признано не соответствующим конституционно-правовому смыслу взаимосвязанных положений ст.23.1. ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 г.) и 1, 19 ст. 44 Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1.01.2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначенной в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1. ФЗ " О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.
Суд считает, что указанное Определение Конституционного Суда РФ распространяется и на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанности военной службы, у которых до 01.01.2005 г. в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.
Как следует из ст. 1 и 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, в равной мере распространяются и на родителей и на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Федеральный Закон "О ветеранах" не содержит дифференциации льгот для жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, и родителей этих военнослужащих, относя указанных лиц к единой категории - "члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.
С учетом предписаний Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и ФЗ "О ветеранах" истцы до ДД.ММ.ГГГГ пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.
С принятием ФЗ от 22.08.04 г. N 122-ФЗ система мер соц. защиты ветеранов, включая участников ВОВ была преобразована в систему социальной поддержки в рамках которой основная часть ранее предоставленных ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - 1050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).
Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах" не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности на предписаниях пункта 3 статьи 11 указанного закона (в редакции, действовавшей на 1 января 2005 года) согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Согласно ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" юридическим последствием принятия решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционным акта или его отдельных положений является утрата ими силы с момента провозглашения решения, то есть на будущее время. Поскольку порядок вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 года N 331-О-П в нем специально не оговаривается, действует общий порядок его вступления в силу, предусмотренный ст. 75 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", то есть с момента провозглашения с 04 апреля 2007 года.
Согласно пункта 2.1. приказа N 294 от 30.11.2004 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.
Обратившись с письменной просьбой к ответчику о выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ, истцы получили отказ со ссылкой на то, что предоставленные ими документы (копия свидетельства о смерти сына, удостоверение серии N о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих серия N от ДД.ММ.ГГГГ) предоставляют им право получать ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) в соответствии с п. 3 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" как относящимся к категории "члены семей военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы", права на получение ЕДВ в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ у них не имеется.
Суд считает отказ ответчика незаконным, в связи с тем, что с 04.04.2007 года (дата провозглашения Определения Конституционного Суда РФ N 331-О-П в силу) у истцов появилось право получать ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для ветеранов ВОВ, так как это право возникло, и было реализовано истцами до 01.01.2005 г.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.03.2007 года N 181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 года базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 года размера страховой части трудовой пенсии" с 1 апреля 2007 года проведена индексация размеров ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Индексация осуществлялась путем увеличения размера ЕДВ, установленного на 1 апреля 2006 года, на коэффициент индексации 1,075. В связи с чем, размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 01 апреля 2007 г. составил 1854 руб. 54 коп.
В соответствии с Федеральным законом от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг"
гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, с 1 апреля 2008 года размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны составил 2012 руб. 00 коп.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2008 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" с 1 июля 2008 года размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны составил 2049 руб. 00 коп.
Согласно федеральному закону N 269-ФЗ от 22.12.2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" размер ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны с 1 апреля 2009 года составил 2 224 рубля 00 коп.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Размер ежемесячных денежных выплат с 1 апреля 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009г. N308-ФЗ для участников ВОВ составил 2 547 рублей 60 копеек.
Согласно представленному истцами расчету, задолженность ответчика перед каждым истцом составляет 61324,26 руб., иного расчета задолженности суду не представлено, поэтому, суд считает эту сумму подлежащей взысканию с ответчика.
В соответствии со ст.98,100 ГПК РФ, расходы истцов на оплату услуг представителей, на оплату доверенности и на госпошлину таже подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сухининой М.В. и Сухинина В.Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области в назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, Сухининой М.В. и Сухинину В.Т..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области установить и выплачивать Сухининой М.В. и Сухинину В.Т. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 04 апреля 2007 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области в пользу Сухининой М.В. недоплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61324,26 руб., расходы на оплату услуг представителей в сумме 2000 рублей, расходы на оплату доверенности 700 рублей и расходы по госпошлине 400 рублей.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области в пользу Сухинина В.Т. недоплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 61324,26 руб., расходы на оплату услуг представителей в сумме 2000 рублей, расходы на оплату доверенности 700 рублей и расходы по госпошлине 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней мо дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2011 года.
Судья Миронова И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.