Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Федяровой С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием представителя истца Шабановой Л.П., представителя ответчика Константинова Л.Б., представителя третьего лица Ивановой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Сергеев В.С. к Управлению социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности ежемесячной выплаты сумм возмещения вреда здоровью и взыскании образовавшейся задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Сергеев В.С. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности выплачивать за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью, причиненного в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере N коп.; взыскании за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", задолженности, образовавшейся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере N коп.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял служебные обязанности, связанные с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвалидом третьей группы по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. Степень утраты профессиональной трудоспособности истца составила 40%. Сумма возмещения вреда назначена в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" исходя из заработной платы истца за 12 месяцев до выхода на инвалидность. При повторном освидетельствовании истцу установлена вторая группа инвалидности сроком на пять лет. Степень утраты трудоспособности определена в размере 70%. На ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма возмещения вреда составила N коп., которая в установленном законом порядке не проиндексирована. Основанием для индексации ежемесячной суммы возмещения вреда является установление в ДД.ММ.ГГГГ году истцу инвалидности, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, назначение ежемесячной суммы возмещения вреда и действующее законодательство. В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в статье 14 Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнение ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. Исходя из вышеназванных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. В связи с этим при рассмотрении дел об индексации названных сумм начиная с февраля 1997 года, необходимо иметь в виду следующее. Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе индексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01 июля 2000 года исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьи 3 Федерального закона от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако, если такая индексация бала произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 01 июля 2000 года до 01 января 2001 года. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", статьи 318 ГК РФ, допускавшими возможность индексации пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01 июля 2000 года до 01 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда подлежат индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01 июля 2000 года, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 01 января 2001 года с учетом коэффициента равного 1,515 (200 : 132). На 01 июля 2000 года ежемесячная денежная сумма возмещения вреда составила N коп., как указано выше. Решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда была проиндексирована с применением коэффициентов величины прожиточного минимума. Определенный с учетом позиции пункта 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индекс роста величины прожиточного минимума в Чувашской Республике составляет: с 01 января 2002 года - 1,44, с 01 января 2003 года - 1,256, с 01 января 2004 года - 1,12 ... Учитывая, что индексация компенсационных выплат производится ежегодно, применение индекса величины прожиточного минимума возможно только с 01 января 2002 года Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размер выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленной федеральным законом "О федеральном бюджете" на очередной финансовый год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года N 143 "О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 года N292, от 09 августа 2005 года N 496 и от 25 апреля 2006 года N 246" коэффициент уровня инфляции на 2005 год составил 1,11; а в 2006 году - 1,09. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 установлен коэффициент уровня инфляции на 2007 год - 1,08. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914" установлен коэффициент уровня инфляции на 2008 год - 1,105. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2009 года N 545 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года N 914" установлен коэффициент уровня инфляции на 2009 года - 1,13. Постановлением Правительства Российской Федерации "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 16 декабря 2009 года N 1024 установлен коэффициент уровня инфляции на 2010 год в размере 1,1. Постановлением Правительства Российской Федерации "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21 декабря 2010 года N 1079 установлен коэффициент уровня инфляции на 2011 год в размере 1,065. На 01 января 2011 года ежемесячная сумма возмещения вреда составит N коп. Общая сумма задолженности по ежемесячной денежной сумме в возмещение вреда может быть взыскана за период с ДД.ММ.ГГГГ года и составит N коп.
В судебное заседание истец Сергеев В.С. не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Его представитель Шабанова Л.П., действующая по доверенности, требования истца поддержала по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду, указывая на то, что права истца действиями ответчика нарушены, поскольку ответчик по собственной инициативе стал выплачивать истцу сумму возмещения вреда исходя из твердой денежной суммы, тогда как расчет данной суммы должен был быть произведен исходя из заработка истца за 12 месяцев, в том числе начисленных и в период получения увечья на Чернобыле, а в последующем данная сумма должна была быть проиндексирована в соответствии с действовавшим законодательством, что ответчиком не сделано и привело к занижению суммы возмещения вреда истцу.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Константинов Л.Б., действующий по доверенности, исковые требования не признал и просила отказать в их удовлетворении, указывая на следующее. С 15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5- ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", согласно которому возмещение вреда устанавливается в твердой сумме. Законодатель убрал понятие "сумма в возмещение вреда" и полностью его заменил понятием "ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда", то есть компенсация в твердом размере в зависимости от группы инвалидности по пункту 25 статьи 14 - инвалидам 1-ой группы 5000 рублей, инвалидам 2-ой группы 2500 рублей и инвалидам 3-ей группы 1000 рублей с последующей индексацией на ежегодный уровень инфляции. Права на перерасчет сумм возмещение вреда после 15 февраля 2001 года данное положение не дает, так как позволявшая делать такой перерасчет норма, содержащаяся в пункте 25 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" действовала до 15 февраля 2001 года и, следовательно, не может быть правовой основой для принятия судами решений после 15 февраля 2001 года. Из этого вытекает, что речь идет только о сохранении ранее назначенных (до 15 февраля 2001 года) сумм в возмещение вреда. Более того, в Постановлении Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П в резолютивной части положение пункта 25 части первой статьи 14 и абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в части перехода на твердые суммы в возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц (а истец как раз получает возмещение вреда, установленную в твердой сумме) признал не противоречащими Конституции Российской Федерации. В то же время ни в мотивировочной, ни в резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года N11-П не содержится оснований для удовлетворения требований истца о новом перерасчете исчисленных им ранее указанных сумм возмещения вреда, в том числе сохраненных, в сторону их увеличения на основании недействующей (утратившей силу) на данный момент нормы федерального законодательства. Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П признал, что взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ не предусматривал при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и поэтому носят неопределенный характер. Вследствие этого, в Постановлении в части 3 пункта 2 постановил: "Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных делвправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации". 26 апреля 2004 года Федеральным законом РФ N31-ФЗ были внесены изменения в часть 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ" "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". Раньше часть 3 статьи 5 вышеназванного закона в редакции от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ гласила так: "Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ", но до Постановления Конституционного Суда от 19 июня 2002 года законодатель не издал закон о повышении пенсий, пособий компенсаций в целом по РФ и поэтому Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции вышеперечисленные статьи и рекомендовал судам общей юрисдикции вышеназванное решение. Как подчеркнул Верховный Суд Российской Федерации 21 января 2009 года по делу N 31-В09-1, одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено. Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. Перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, ранее определенной Сергееву В.С. судебным решением, повлечет фактически его пересмотр, что в силу приведенного является недопустимым.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по ЧР Иванова И.С., действующая по доверенности, исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, указывая на то, что с 15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым возмещение вреда установлено в твердой денежной сумме. Позволявшая произвести перерасчет норма, содержащая в п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона, действовала до 15 февраля 2001 года. 26 апреля 2004 года Федеральным законом N31-ФЗ внесены изменения в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Перерасчет суммы возмещения вреда здоровью, ранее определенный Сергееву В.С. судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ, повлечет фактически его пересмотр, что является незаконным. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года, гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Однако Определением Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 года N 364-0 установлено, что положения части 3 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 09 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, вынесенных в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации приводит к уменьшению, для указанного периода, размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации, суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. Вступившим в законную силу решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ по иску Сергеева В.С. об индексации суммы возмещения вреда произведена индексация ежемесячной суммы возмещении вреда с учетом роста величины прожиточного минимума. Ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда истцу производились с применением индексов роста величины прожиточного минимума. Такой механизм индексации был определен в п. 5,4. Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П, в соответствии с которым впредь до внесения соответствующих изменений в законодательство суды вправе принимать решение о выплате соответствующих сумм возмещения вреда с учетом индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте. Указанным Постановлением данные нормы закона признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, в том числе в части ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в твердом размере. В п. 3.2 указанного Постановления указано, что при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда законодатель не должен снижать объем возмещения, который был им назначен ранее. В ДД.ММ.ГГГГ году истцу назначено возмещение вреда в твердой денежной сумме. Таким образом, выплата в твердой денежной сумме установлена по волеизъявлению истца, указанная сумма ему индексировалась вступившим в законную силу решением суда. Постановлениями Правительства РФ утверждены Правила индексации и коэффициенты индексации в 2004 - 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм. Ими утверждены коэффициенты индексации и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. Следовательно, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью подлежит индексации с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с указанными Постановлениями. Таким образом, выплаты истцу по настоящее время производились органами социальной защиты населения своевременно и в полном размере, в том числе с индексацией в соответствии с решением суда и указанными Постановлениями правительства, в связи с чем исковые требования истца удовлетворению не подлежат. Перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, ранее индексированный истцу вступившим в законную силу решением суда исходя из установленной базовым законом твердой денежной суммы, повлечет фактически его пересмотр, что является незаконным и противоречит принципу правовой определенности.
Остальные лица, участвующие в деле, - прокурор, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя третьего лица поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и личного дела Сергеева В.С., суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сергеев В.С. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Из представленных ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии" сведений следует, что согласно "Делу освидетельствования в бюро МСЭ" при освидетельствовании Республиканской ВТЭК Министерства социальной защиты Чувашской Республики в ДД.ММ.ГГГГ году Сергееву B.C. были определены: N группа инвалидности с причиной " "данные изъяты"" сроком до ДД.ММ.ГГГГ, степень утраты профессиональной трудоспособности в N сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ при освидетельствовании Первым Составом Главного бюро МСЭ Министерства социальной защиты Чувашской Республики Сергееву B.C. были определены: N группа инвалидности с причиной " "данные изъяты"" сроком до ДД.ММ.ГГГГ, степень утраты профессиональной трудоспособности в N % сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ при освидетельствовании Первым Составом Главного бюро МСЭ Министерства социальной защиты Чувашской Республики Сергееву B.C. были определены: N группа инвалидности с причиной " "данные изъяты"" сроком до ДД.ММ.ГГГГ, степень утраты профессиональной трудоспособности в N % сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ при освидетельствовании Третьим Составом Главного бюро МСЭ Государственной службы МСЭ Министерства социальной политики Чувашской Республики Сергееву B.C. были определены: N группа инвалидности с причиной " "данные изъяты"" сроком до ДД.ММ.ГГГГ, степень утраты профессиональной трудоспособности в N % сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ при освидетельствовании Третьим Составом Главного бюро МСЭ Государственной службы МСЭ Министерства социальной политики Чувашской Республики Сергееву B.C. были определены: N группа инвалидности с причиной " "данные изъяты"" сроком до ДД.ММ.ГГГГ, степень утраты профессиональной трудоспособности в N % сроком до ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ при освидетельствовании филиалом-бюро МСЭ N с консультацией 1 Состава Главного бюро МСЭ ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике ? Чувашии" Сергееву B.C. были определены: N группа инвалидности с причиной " "данные изъяты"" бессрочно, степень утраты профессиональной трудоспособности в N % бессрочно.
При этом указано, что Сергеевым B.C. был пропущен срок переосвидетельствования на группу инвалидности ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В результате освидетельствовании филиалом-бюро МСЭ N с консультацией N Состава Главного бюро МСЭ ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике ? Чувашии" Сергееву B.C.: причина пропуска срока переосвидетельствования на группу инвалидности за прошлое время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признана неуважительной (согласно Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"), степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах за пропущенный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере N % (согласно Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 года N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
По сведениям, имеющимся в личном деле Сергеева В.С., материалам гражданского дела усматривается, что Управлением социальной защиты населения сумма возмещения вреда здоровью назначена истцу в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" исходя из заработной платы за 12 месяцев до выхода на инвалидность. При повторном освидетельствовании установлена N группа инвалидности сроком на N, степень утраты трудоспособности определена в N%. Так, по подсчетам ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма возмещения вреда истцу установлена в размере N коп. В последующем, в ДД.ММ.ГГГГ года ответчик, не имея заявления истца, в одностороннем порядке перевел Сергеева В.С. на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере N руб., что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.
Истец просит произвести проиндексировать установленную ответчиком сумму возмещения вреда, рассчитанную исходя из заработной платы за 12 месяцев, в размере N коп. с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ на коэффициенты минимального размера оплаты труда, с ) ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент величины прожиточного минимума для пенсионеров в ЧР с учетом изменения группы инвалидности.
Суд находит данные требования истца законными и обоснованными.
Так, согласно п. 25 ст. 14 Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, от 11 декабря 1996 г. N 146-ФЗ), действующего на момент обращения истца в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении сумм возмещения вреда здоровью, гражданам, которым причинен вред здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантировалось право на возмещение указанного вреда путем выплаты денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06 января 2000 года регулировался Правилами возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года N 4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 1 80-ФЗ).
Положения ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, предусматривают, что средний заработок для исчисления размера возмещения вреда мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием.
На основании изложенных норм права суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из заработной платы за 12 месяцев, установленной ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере N коп., которая подлежала индексации в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 3 ст. 5 базового Закона (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. При этом суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 года до 01 июля 2000 года, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ суммы возмещения вреда индексируются с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплате труда".
Таким образом, установленная ежемесячная сумма возмещения вреда в размере N коп. подлежит индексации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента N роста минимального размера оплаты труда и составляет N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента N коп. ( "данные изъяты").
Решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда истцу была проиндексирована с применением коэффициентов величины прожиточного минимума.
Определенный с учетом позиции п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 05 апреля 2005 года), индекс роста величины прожиточного минимума в ЧР составил: с 01 января 2002 года - 1,44; с 01 января 2003 года - 1,256; с 01 января 2004 года - 1,12.
На указанные индексы истец и просит далее проиндексировать ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью.
Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П признан противоречащим Конституции РФ установленный в ст. 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме.
Соответственно сумма возмещения вреда с 01 января 2002 года должна быть проиндексирована исходя из величины прожиточного минимума для пенсионеров в ЧР и составляет N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты").
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31 внесены изменения в часть 3 ст.5 базового Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которых, размер выплат гражданам, установленных базовым законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года N 143 "О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 года N 292, от 09 августа 2005 года N 496 и от 25 апреля 2006 года N 246" коэффициент уровня инфляции на 2005 год составил 1,11; а в 2006 году - 1,09.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 установлен коэффициент уровня инфляции на 2007 год составил 1,08.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914" установлен коэффициент уровня инфляции на 2008 год в размере 1,105.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2009 года N 545 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007 года N914" установлен коэффициент уровня инфляции на 2009 год - 1,13.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 16 декабря 2009 года N 1024 установлен коэффициент уровня инфляции на 2010 год в размере 1,1.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21 декабря 2010 года N 1079 установлен коэффициент уровня инфляции на 2011 год в размере 1,065.
Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью истца составит: с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты"); с ДД.ММ.ГГГГ - N коп. ( "данные изъяты").
При таких обстоятельствах суд находит требования истца Сергеева В.С. о возложении на ответчика Управление социальной защиты населения г. Чебоксары Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанности выплачивать ему за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью, причиненного в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере N коп. подлежащими удовлетворению.
Что касается требований истца о взыскании задолженности по указанным видам выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере N коп., то суд находит данные требования подлежащими частичному удовлетворению, поскольку, как указывалось выше, Сергеевым B.C. был пропущен срок переосвидетельствования на группу инвалидности ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом причины пропуска срока переосвидетельствования признаны неуважительными.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет задолженности суммы возмещения вреда с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере N коп. исходя из следующего расчета.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу должны были выплачивать по N. ежемесячно, фактически выплачено - N коп. Соответственно недоплаченная сумма составила N коп., которая за N месяцев составляет N коп.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу должны были выплачивать по N коп. ежемесячно, фактически выплачено - N коп. Соответственно недоплаченная сумма составила N коп., которая за N месяцев составляет N коп.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность по выплатам в счет возмещения вреда здоровью отсутствует, поскольку истцу не была установлена инвалидность на указанный период. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из этих же обстоятельств, истцу должны были выплачивать по N коп. ежемесячно, фактически выплачивалось N руб. за период, когда истцу была установлена инвалидность. Соответственно недоплаченная сумма составила N коп. в месяц, а общая задолженность за указанный период - N коп.
Так, общая задолженность по суммам возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заявленный истцом, составила N коп. ( "данные изъяты").
Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года N 7 представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы являются органы социальной защиты. На основании изложенного Управление социальной защиты населения является уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения и несет обязательства, вытекающие из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Что касается доводов стороны ответчика и представителя третьего лица о том, что перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, ранее индексированный истцу вступившим в законную силу решением суда исходя из установленной базовым законом твердой денежной суммы, повлечет фактически его пересмотр, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07 октября 2005 года N 385-0, Федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда здоровью граждан, может избирать различные способы возмещения вреда , однако не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда. Согласно Конституции РФ закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Соответственно государство должно обеспечивать сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан. Учитывая то, что первоначально ответчиком была назначена сумма возмещения вреда исходя из среднемесячного заработка истца, то последующее одностороннее изменение размера выплат путем установления ежемесячной денежной компенсации привело к ухудшению положения истца, что исходя из указанных выше норм недопустимо. Кроме того, ранее судебным решением разрешен лишь вопрос об индексации сумм возмещения вреда, а не о перерасчете ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, как указывает на то представитель ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Сергеев В.С. удовлетворить частично.
Возложить на Управление социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанность выплачивать за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Сергеев В.С. ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью, причиненного в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере N ( "данные изъяты") рублей N копеек.
Взыскать с Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в пользу Сергеев В.С. задолженность суммы возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты") рубля N копейки.
В удовлетворении требований Сергеев В.С. о взыскании с Управления социальной защиты населения г. Чебоксары Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики за счет целевых средств, выделяемых федеральным бюджетом для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", задолженности, образовавшейся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере N коп. отказать.
Решение суда может быть обжаловано Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда.
Судья: С.Н. Федярова
Мотивированное решение суда составлено 24 сентября 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.