Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.,
судей Болонкиной И.В., Муравьевой Е.А.,
при секретаре Леонтьевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Арсеньева Валерия Николаевича на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 15 апреля 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Арсеньева Валерия Николаевича к Военному комиссариату Костромской области о признании незаконными действий по не включению в состав денежного довольствия для исчисления пенсии фактической стоимости продовольственного пайка, взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арсеньев В.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о признании незаконными действий ответчика об исчислении нормы продовольственного пайка, входящего в состав пенсии, в размере компенсации, а не в размере его месячной стоимости, взыскании задолженности по пенсии за период с 01 января 2000 г. по 30 ноября 2007 года в размере 287 158,27 руб., а также компенсации морального вреда в сумме 80 000 руб. Требования мотивированы тем, что он с 20 сентября 1996 г. является пенсионером Минобороны РФ. Согласно ст.ст. 43, 49 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в состав денежного довольствия для исчисления пенсий военным пенсионерам входит оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка до 01 декабря 2007г. Увеличение любой составляющей для исчисления пенсии должно повлечь пересмотр пенсии. Поскольку статус военнослужащего им утрачен при увольнении с военной службы, то денежная компенсация взамен продовольственного пайка, предусмотренная п.3 ст.14 ФЗ "О статусе военнослужащих", в отношении него применяться не может. Однако с 01 января 2000г. пенсионерам Минобороны РФ для исчисления пенсии включалась компенсация за продовольственный паек в размере 608,33 руб. вместо месячной стоимости продпайка, которая по данным ЦПУ Минобороны РФ составляла 2 812,80 руб. (93,76 руб. в сутки). Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-В09-12, практику Европейского Суда по права человека указывает, что исчисление размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка исходя из положений федеральных законов о бюджете на 2000-2007 гг. в размере 20 руб. в сутки необоснованно.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Арсеньев В.Н. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, которые были им указаны в исковом заявлении. Также указывает, что стоимость продпайка определялась ЦПУ Минобороны РФ на основании данных Статистического управления РФ о стоимости продуктов, входящих в продпаек. В федеральный бюджет при его формировании на соответствующий год закладывались расчетные данные о стоимости пайка, а не компенсация в размере 20 руб. в сутки. Суд же не исследовал вопрос о соответствии компенсации продпайка в размере 608,33 руб. месячной стоимости продпайка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продпайка в размере 20 рублей в сутки и за оспариваемый истцом период эта сумма не изменялась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на собранных по делу и верно оцененных доказательствах, соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, лиц, проходящих службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
При увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением (пункт "б" статьи 49 названного Закона).
Материалами дела установлено, что истец с 20 сентября 1996 года является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию из расчета денежной компенсации продовольственного пайка за период с 2000 года по 01.12.2007 года 20 рублей в сутки, что является правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Одним из оснований пересмотра пенсий указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 49 Закона).
Названный порядок установлен пп. "б" п.14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому в случае увеличения денежного довольствии военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначаемые ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации в соответствии с п. "а" п.14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
При этом, если имеются основания для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п.п. 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Подход для определения этой части денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежать неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом военнослужащих, проходящих службу.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 - 2007 годы федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст. 163 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и соответствующих Законов на 2002, 2003, 2004 и последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствии с его требованиями.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
В этой связи довод кассационной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации продпайка в размере 608,33 руб. месячной стоимости продпайка, установленной ЦПУ Минобороны РФ, является несостоятельным.
Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 15 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Арсеньева В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.