Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.
и судей Мухаметзяновой Н.И., Леонтьевой И.В.,
при секретаре Каёта О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Зайцевой Е.П. к Администрации "адрес" о признании незаконным заключение межведомственной комиссии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, обязании сделать новое заключение, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на включение в списки лиц, участвующих в программе на получение жилищного сертификата, поступившее по кассационной жалобе Зайцевой Е.П. на решение Рыльского районного суда Курской области от 21 июня 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зайцевой Е.П. удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии на территории "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома N в д. "адрес" пригодным для проживания.
В остальной части исковых требований Зайцевой Е.П. отказать.
Взыскать с Администрации "адрес" в пользу Зайцевой Е.П. государственную пошлину в размере 100 рублей".
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцева Е.П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные статьёй 21 Федерального закона "О ветеранах". После смерти мужа она проживает в домовладении, которое не соответствует установленным для жилых помещений требованиям и является непригодным для постоянного проживания. Согласно заключению АУКО " "данные изъяты"" её дом находится в эксплуатации 42 года при нормативном сроке службы 40 лет, не подлежит ремонту, имеет износ 67%. Однако ответчик не зарегистрировал её заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, выдав акт о том, что её дом пригоден для проживания.
Судом принято вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Зайцева Е.П.просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истицы ФИО2 и адвоката ФИО3, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 06.05.2010 г.) "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 2 ст. 23.2 средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п.п. 4, 5 ст. 23.2).
Согласно п. 11 ст. 23.2 определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учёт закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны, а так же членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.".
Правилами предоставления за счёт субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утверждёнными постановлением Правительства Курской области N 36-пп от 16.03.2010 г., предусмотрено, что денежные выплаты предоставляются Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставленным на учёт органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Формирование списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, данными правилами возложено на Областное государственное учреждение "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которого установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания и подлежащим сносу и реконструкции, в соответствии с которым решение о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан принимается органом местного самоуправления.
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В силу п. 2.5 Критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 20.02.2004 N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных" к ветхим жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Как следует из материалов дела, Зайцева Е.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации. Зайцева Е.П. зарегистрирована и проживает одна в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу: "адрес", общей площадью 58,8 кв.м, 1968 года ввода в эксплуатацию.
Судом установлено, что постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N создана межведомственная комиссия для признания жилых помещений, расположенных на территории "адрес" сельсовета пригодными (непригодными) для проживания.
На основании устного заявления представителя Зайцевой Е.П. - ФИО2 межведомственной комиссией было обследовано жилое помещение Зайцевой Е.П. по адресу: "адрес" составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым дом признан пригодным для проживания.
Как установлено в судебном заседании, в обследовании указанного дома не участвовали члены межведомственной комиссии ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО7, а только подписали акт и заключение от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, судом установлено, что форма заключения не соответствует, утверждённой приложением N 1 к Положению, в заключении отсутствуют мотивы и обоснования принятого заключения.
В связи с указанными недостатками суд сделал вывод о незаконности заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, исковые требования о возложении на ответчика обязанности сделать новое заключение, о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на включение в списки лиц, участвующих в программе на получение жилищного сертификата суд не удовлетворил, поскольку в судебное заседание представлено новое заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого домовладение, в котором проживает истица, признано пригодным для проживания.
Решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают.
Утверждение в кассационной жалобе о том, что при вынесении решения суд должен был учитывать заключение АУКО " "данные изъяты"" о техническом состоянии дома истицы, нельзя признать обоснованным, поскольку в соответствии со ст. 15 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 жилое помещение может быть признано непригодным для проживания межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления.
Поскольку заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не было оспорено в установленном законом порядке, суд обоснованно принял его во внимание при разрешении данного дела.
Иные доводы жалобы не имеют правового значения по данному делу и на законность решения суда не влияют.
В связи с изложенным не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а: Решение Рыльского районного суда Курской области от 21 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.