судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Мухаметзяновой Н.И.,
судей Муминовой Л.И. и Шуваевой Е.И.,
при секретаре Хмелевском А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Курске гражданское дело по иску Канищевой М.М. к ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан", Комитету строительства и архитектуры "адрес" о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату, поступившее по кассационной жалобе Комитета строительства и архитектуры "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" от 1 июня 2011 года, которым постановлено:
"Обязать ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" включить Канищеву М.М. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по "адрес".
Обязать Комитет строительства и стройиндустрии "адрес" предоставить Канищеву М.М. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения".
Истец Канищева М.М., представитель ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении судебного извещения (л.д.124,125); истец Канищева М.М. направила в суд своего представителя по доверенности Д.И.М. При таких обстоятельствах судебная коллегия, ввиду отсутствия препятствий к разбирательству, руководствуясь ст. 354 ГПК Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Канищевой М.М. и представителя ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан".
Заслушав доклад судьи Муминовой Л.И., выслушав объяснения представителя Комитета строительства и архитектуры "адрес" по доверенности Ш.С.Д., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя истицы Канищевой М.М. по доверенности Д.И.М. и представителя Управления по учету и распределению жилья "адрес" и Администрации "адрес" по доверенностям Г.М.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канищева М.М. обратилась в суд с иском к ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан", Комитету строительства и архитектуры "адрес" о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату.
Уточнив в суде исковые требования, Канищева М.М., указав, что как участник Великой Отечественной войны нуждается в предоставлении жилья, поскольку проживает в жилом помещении площадью 53,9 кв.м., где вместе с ней проживают еще 5 человек; просила признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" включить её в списки получателей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и направить список в Комитет строительства и архитектуры "адрес", а последний обязать включить её в проект распоряжения Правительства "адрес" об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий квартал.
Представитель ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" и Комитета строительства и архитектуры "адрес" по доверенностям М.Г.Г. в суде первой инстанции иск не признала.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Комитет строительства и архитектуры "адрес" просит об отмене решения суда, полагая его необоснованным и незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Канищевой М.М., суд первой инстанции исходил из того, что Канищева М.М., как участник Великой Отечественной войны, и нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на предоставление такой меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Судебная коллегия не может согласиться с этими выводами суда.
Как усматривается из дела, Канищевой М.М. на праве собственности принадлежит 13/25 (53,9 кв.м.) жилого дома, расположенного по адресу "адрес". В данном доме истица с 2008 г. проживала с дочерью, З.З.Н., в феврале 2010 г. в данное жилое помещение были вселены и зарегистрированы как по месту жительства З.А.С., З.Ю.В., З.У.А., В.В.А. (внук, жена внука, правнучки истицы).
28 апреля 2010 г. Канищева М.М. подала в администрацию "адрес" заявление о принятии на учёт нуждающихся в предоставлении жилья, ссылаясь на то, что в результате вселения в 2010 г. семьи внука, а также отсутствия в доме центральной канализации, она, как участник Великой Отечественной войны, нуждается в предоставлении однокомнатной квартиры с удобствами.
Постановлением Главы администрации "адрес" от 27 сентября 2010 г. Канищева М.М. была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилья, поскольку с учетом площади занимаемого жилого помещения (53,9 кв.м.) и количества проживающих членов семьи (6 человек) обеспечена жильем ниже учетной нормы, установленной Решением Курского городского Собрания от 4 мая 2005 г. N108-З-РС, и включена в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который был направлен в ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан".
По результатам проведенной ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" в рамках п.5 Правил предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету "адрес" на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденных
Постановлением Правительства "адрес" от 16.03.2010 г. N36-пп, проверки Канищевой М.М. было отказано во включении её в список участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по тем мотивам, что, вселив в принадлежащее ей жилое помещение семью внука, она намеренно ухудшила свои жилищные условия. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Суд первой инстанции обоснованно признал установленным, что Канищева М.М. является участником Великой Отечественной войны, и следовательно имеет право на обеспечение жильем, но только в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилье, являются собственники жилых помещений, либо члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, при этом в случае наличия у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение общего уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 50 ЖК Российской Федерации, учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Курского городского Собрания от 4 мая 2005 г. N108-З-РС учетная норма жилой площади жилого помещения, из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся, установлена в 12 метров квадратных.
Из материалов дела усматривается, что до февраля 2010 г. Канищева М.М. проживала в жилом доме, площадью 53,9 кв.м., по адресу "адрес", вдвоем с дочерью, З.З.Н., которая была вселена в данное жилое помещение в мае 2008 г. в связи с продажей квартиры по адресу "адрес", где она проживала. Внук истицы, З.А.С., был зарегистрирован в доме Канищевой М.М. по месту пребывания временно, с 21 мая 2008 г. по 21 ноября 2008 г. и с 12 декабря 2008 г. по 12 декабря 2010 г., а вселен и зарегистрирован по месту жительства в жилое помещение, принадлежащее истице, в феврале 2010 г.
Делая вывод о том, что состав семьи Канищевой М.М. составляет 6 человек, в связи с чем она нуждается в улучшении жилищных условий, суд не учел, что З.Ю.В., З.У.А., В.В.А. до февраля 2010 г. проживали по адресу "адрес" в жилом доме площадью 81,2 кв.м., принадлежащем родителям З.Ю.В., и были вселены и зарегистрированы по месту жительства в дом Канищевой М.М. в феврале 2010 г.
Вселение З.Ю.В., З.У.А., В.В.А. в жилой дом истицы Канищевой М.М. и их регистрация по месту жительства в указанном домовладении 26 февраля 2010 г., и последовавшее за этим через 2 месяца заявление Канищевой М.М. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, бесспорно свидетельствуют о намеренном ухудшении гражданами, проживающими в доме, и в том числе истицей, жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на жилищном учете, а потому в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Канищева М.М. может быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении только по истечении пяти лет с момента регистрации по месту жительства З.А.С., Ю.В., У.А., В.А., то есть после 26 февраля 2015 г.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, решение районного суда подлежит отмене, с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.361, п.3,4 ч.1 ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда "адрес" от 1 июня 2011 года отменить, и принять по делу новое решение: Канищеву М.М. в иске к ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан", Комитету строительства и архитектуры "адрес" о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, понуждении ОГУ "Дирекция по реализации в "адрес" программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан" включить её в списки получателей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и направить список в Комитет строительства и архитектуры "адрес", возложении на Комитет строительства и архитектуры "адрес" включить её в проект распоряжения Правительства "адрес" об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий квартал, - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.