судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Мухаметзяновой Н.И.,
судей Муминовой Л.И. и Шуваевой Е.И.,
при секретаре Долженкове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Курске дело по иску Ковалевой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по "адрес" о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поступившее по кассационным жалобам Ковалевой Т.В. и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по городу "адрес" и на решение Ленинского районного суда "адрес" от 18 мая 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ковалевой Т.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) "адрес" засчитать Ковалевой Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 01.09.1981г. по 17.08.1984г. в должности старшей пионервожатой "адрес" средней школы "адрес".
В остальной части иска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении в спецстаж периода работы с 01.01.2001г. по 03.02.2011г. в должности педагога дополнительного образования в Доме пионеров и школьников, МОУ ДОД "Дом пионеров и школьников "адрес"", назначении досрочной пенсии с 03.02.2011года Ковалевой Т.В. отказать..
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по "адрес" в пользу Ковалевой Т.В. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб. 00 коп.".
Представитель УПФР по "адрес" в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении судебного извещения (л.д.153). При таких обстоятельствах судебная коллегия, ввиду отсутствия препятствий к разбирательству, руководствуясь ст. 354 ГПК Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав доклад судьи Муминовой Л.И., выслушав объяснения истицы Ковалевой Т.В., поддержавшей свою кассационную жалобу и возражавшую против доводов кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковалева Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, однако в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей отказано по мотивам отсутствия необходимого педагогического стажа. Полагая отказ пенсионного органа необоснованным, просила обязать ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды ее работы: с 1 сентября 1981 года по 17 августа 1984 года в должности старшей пионервожатой "адрес" средней школы "адрес"; с 1 января 2001 года по 3 февраля 2011 года в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД "Дом пионеров и школьников "адрес"", и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с 3 февраля 2011 года.
Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признал.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении иска.
В кассационных жалобах Ковалева Т.В. и УПФР по "адрес" просят решение суда отменить, полагая его необоснованным и незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Ковалева Т.В. с 1 сентября 1981 г. по 17 августа 1984 г. работала старшей пионервожатой в "адрес" средней школе; с 15 августа 1988 г. по 20 декабря 1990 г. - учителем "адрес" восьмилетней школы; с 8 января 1991 г. по 25 января 1993 г. - воспитателем яслей-сада; с 15 марта 1993 г. по 4 сентября 1993 г. - помощником воспитателя яслей-сада; с 6 сентября 1993 г. по 8 ноября 1995 г. - педагогом дополнительного образования Дома пионеров и школьников; с 9 ноября 1995 г. по 15 марта 1998 г. - воспитателем яслей-сада; с 16 марта 1998 г. работает педагогом дополнительного образования муниципального образовательного учреждения детей "Дом пионеров и школьников "адрес"", выполняя педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы.
В период с 14 по 26 августа 1995 г. Ковалевой Т.В. предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, в учебных отпусках она не находилась.
Разрешая спор и отказывая Ковалевой Т.В. в удовлетворении иска о понуждении ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истицы с 1 января 2001 года по 3 февраля 2011 года в должности педагога дополнительного образования МОУ ДОД "Дом пионеров и школьников "адрес"", суд первой инстанции правильно руководствовался п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, согласно которому работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Поскольку стаж педагогической деятельности Ковалевой Т.В. (за период её работы с 1 сентября 1981 г.) на 1 января 2001 г. составляет 14 лет 7 месяцев 22 дня вместо необходимых 16 лет 8 месяцев, суд первой инстанции обоснованно в удовлетворении иска в этой части отказал.
Судебная коллегия находит выводы суда в этой части правильными, а доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом, несостоятельными. В пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067". Этим Постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г. N8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 г. N512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 1 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы истицы Ковалевой Т.В.
В то же время, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы УПФР "адрес" о том, что у суда не имелось законных оснований для возложения на ответчика обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истицы Ковалевой Т.В. с 1 сентября 1981 г. по 17 августа 1984 г. в должности старшей пионервожатой Краснооктябрьской средней школы.
Удовлетворяя иск в этой части и возлагая на ответчика обязанность засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанный период работы Ковалевой Т.В., суд первой инстанции, исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П, относительно того, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются, пришел к выводу о том, что поскольку в спорный период работы Ковалевой Т.В. действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, то в силу п.2 названного Положения ... работа истицы в качестве пионервожатой в школе подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В то же время, применяя в деле данный нормативный акт, суд первой инстанции не учёл, что в соответствии с п.4 Положения ... время работы, указанной в пункте 2, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
Из дела видно, что на работу в образовательных учреждениях для детей и в учреждении дополнительного образования детей, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у Ковалевой Т.В., без учёта работы в должности старшей пионервожатой, имеется 11 лет 8 месяцев 18 дней, тогда как требуемые 2\3 такового стажа составляют 16 лет 8 месяцев.
При таких обстоятельствах выводы суда о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по "адрес" обязанности засчитать Ковалевой Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 01 сентября 1981г. по 17 августа 1984г. в должности старшей пионервожатой "адрес" средней школы "адрес" Курской "адрес" нельзя признать законными, и решение в этой части подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе Ковалевой Т.В. в удовлетворении иска, так как фактические обстоятельства дела судом установлены правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права. Поскольку в удовлетворении иска Ковалевой Т.В. отказано, подлежит отмене решение суда и в части распределения судебных расходов.
Руководствуясь ст. 361, п. 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда "адрес" от 18 мая 2011 г. в части отказа Ковалевой Т.В. в иске о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 1 января 2001 г. по 3 февраля 2011 г. в должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников "адрес"", признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 3 февраля 2011 г. оставить без изменения.
В остальной части решение суда отменить и принять новое решение, которым Ковалевой Т.В. в удовлетворении иска о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с 1 сентября 1981 г. по 17 августа 1984 г. в должности старшей пионервожатой "адрес" средней школы "адрес", а также о взыскании с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по "адрес" судебных расходов - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.