Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Болдырева А.Б.,
судей Клевцовой Г.П. и
Шумаковой В.Т.
при секретаре Кирюхиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрекалова С.Г. и Стрекаловой Г.В. к Администрации г.Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области и Управлению по учету и распределению жилья г.Курска о признании права на участие в федеральной целевой программе, поступившее по кассационным жалобам представителя Администрации г.Курска, Комитета строительства и архитектуры Курской области и Управления по учету и распределению жилья г.Курска на решение Ленинского районного суда г.Курска от 27 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Признать семью Стрекаловых С.Г. и Г.В. нуждающейся в улучшении
жилищных условий на момент заключения кредитного договора N 623/0069-0000062 от 25.12.2007г. с банком ВТБ 24 (ЗАО) для целей Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010г." и установить датой такого признания в целях Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы" дату 30.01.2008г.
Признать за семьей Стрекаловых в составе четырех человек: Стрекалова Г.В., 27.09.1977г. рождения, Стрекалов С.Г., 17.11.1976г. рождения, Стрекалова Ю.С., 01.04.2005г. рождения, Стрекалова С.С., 23.06.2010г. рождения, право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы" по муниципальному образованию "Город Курск" Курской области.
Признать за семьей Стрекаловых в составе четырех человек: Стрекалова Г.В., 27.09.1977г. рождения, Стрекалов С.Г., 17.11.1976г. рождения, Стрекалова Ю.С., 01.04.2005г. рождения, Стрекалова С.С., 23.06.2010г. рождения, в рамках участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-210годы" по Курской области право на получение в 2010 году социальной выплаты, рассчитанной по правилам п.п.9-14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006г. N 285.".
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Болдырева А.Б., объяснения представителя Администрации г.Курска Васильевой Н.В. и представителя Комитета строительства и архитектуры Курской области Малыхиной Г.Г. в поддержание кассационных жалоб, объяснения Стрекалова С.Г. и представителя Стрекаловой Г.А. - Карикова Г.П., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стрекалов С.Г. и Стрекалова Г.В. обратились в суд с иском к Администрации г.Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области и Управлению по учету и распределению жилья г.Курска (с учетом уточнения исковых требований) о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и права на участие их семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и получение в 2010 году соответствующей социальной выплаты, мотивируя незаконностью действий ответчиков и нарушением ими их прав.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Стрекалов С.Г. и Стрекалова (добрачная фамилия - Карикова) Г.В. зарегистрировали брак 30.08.2003г., 01 апреля 2005 года у них родилась дочь Стрекалова Юлия. Стрекалова Г.В. с 01.06.1994г. зарегистрирована по месту жительства, а после рождения - и дочь истцов, по адресу: "адрес", где, помимо нее и дочери на жилой площади в 71,1кв.м. зарегистрированы еще 5 человек, включая собственника - Карикову К.К., 1911г. рождения. Истец Стрекалов С.Г. с 01.11.1998г. зарегистрирован по месту жительства в общежитии ОАО " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", где занимает одно койко-место. В связи с отсутствием у семьи истцов жилого помещения 25 декабря 2007г. истцы подписали Договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств с продавцом ФИО1 и ФИО2., зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области 28.12.2007г., по которому приобретали в совместную собственность "данные изъяты" квартиру общей площадью "данные изъяты".м., расположенную в "адрес", а истица Стрекалова Г.В. - кредитный договор с Банком ВТБ 24, по которому банк предоставил истице кредит на сумму "данные изъяты" руб. сроком на 242 мес. под 11,75 процентов годовых для приобретения указанной квартиры, с обеспечением договора поручительством истца и залогом (ипотекой) приобретаемой квартиры, удостоверяемым закладной. 26 декабря 2007г. ответчиком - Управлением по учету и распределения жилья г.Курска (далее - Управление) было принято заявление истицы Стрекаловой Г.В. с прилагаемыми к нему документами о постановке ее семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилой площади. Постановлением Администрации г.Курска от 30.01.2008г. N 180 семья истцов принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 15 июля 2008 года ответчиком - Администрацией г.Курска принято заявление истцов о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и приказом N 01/04/74 от 23.07.2008г. начальника Управления по делам семьи и молодежной политике г.Курска семья истцов признана участниками указанной Подпрограммы. 14 августа 2009 года истцами в Администрацию г.Курска подано заявление о включении их семьи, как участника указанной Подпрограммы, в список семей на получение соответствующей социальной выплаты в 2010 году. 14 сентября 2009 года начальником Управления молодежной, семейной и демографической политики г.Курска истцам сообщено об отсутствии оснований для участия их семьи в указанной Подпрограмме в связи с отсутствием документа, подтверждающего признание их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора. 04 июня 2009 года истцы обратились в Управление с заявлением о выдаче справки, подтверждающей нуждаемость их семьи в улучшении жилищных условий на 25.12.2007г. Письмом Управления от 06.07.2009г. истцам в выдаче запрашиваемой справки отказано. Постановлением Администрации г.Курска от 31.12.2009г. N 3868 семья истцов снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с непредоставлением сведений о приобретении вышеуказанной двухкомнатной квартиры. 23 июня 2010 года у истцов родилась дочь София.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд в обжалуемом решении указал, что семья истцов на момент заключения кредитного договора являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для целей Подпрограммы, до заключения указанного договора неоднократно обращалась в Управление по учету и распределению жилья г.Курска с целью признания ее таковой, однако ей неправомерно отказывалось, чем было нарушено ее право на участие в Подпрограмме.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Доводы кассационной жалобы представителя Администрации г.Курска о том, что постановление о снятии семьи истцов с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях не было оспорено, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения. Как правильно указано судом, для целей участия истцов в Подпрограмме не требовалось принятие их на указанный учет и соответственно сам по себе факт снятия с указанного учета также не имеет значения для участия истцов в Подпрограмме.
Доводы кассационной жалобы представителя Администрации г.Курска о том, что истцами не была соблюдена форма заявления и не представлен документ о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения, поскольку само по себе неточное соблюдение установленной формы заявления не может служить основанием для ограничения прав граждан, на отсутствие же в заявлении каких-либо существенных сведений, требуемых его формой и отсутствие которых является основанием для отказа в его рассмотрении или в его удовлетворении, ответчиками не указывалось и не указывается; документ же, свидетельствующий о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, как обоснованно и правомерно указано судом, не был представлен истцами вследствие неправомерных действий Управления по учету и распределению жилья г.Курска, то есть - и Администрации г.Курска.
При этом ссылки в жалобе на то, что списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется до 1 сентября года, предшествующего планируемому, а заявление о предоставлении выплаты в 2010г. истцами подано лишь 14.08.2009г., являются необоснованными, поскольку каких-либо доказательств невозможности Администрацией г.Курска сформировать соответствующий список до 01.09.2009г. с включением в него истцов с учетом того, что они уже являлись участниками Подпрограммы и их основные документы ранее уже проверялись, не представлено.
Доводы кассационной жалобы представителя Администрации г.Курска со ссылкой на пункт 14 вышеуказанных "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" о рождении у истцов второго ребенка 23.06.2010г. также не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку в резолютивной части решения прямо указано на исчисление размера соответствующей выплаты, в том числе с учетом пункта 14 "Правил".
Доводы кассационной жалобы Управления по учету и распределению жилья г.Курска и Комитета строительства и архитектуры Курской области о правомерности решения Управлением вопросов о принятии истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, снятии их с учета и отказа в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий без принятия их на учет в силу отсутствия иного порядка такого признания, являлись предметом исследования суда, который правомерно, обоснованно и мотивированно признал их несостоятельными, дав правильное толкование нормам материального права. Согласно Подпрограмме и "Правилам" молодые семьи, не состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., для участия в Подпрограмме подлежат лишь признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 Кодекса, и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, но не принятию на соответствующий учет. В связи с этим аналогичная Подпрограмма, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050, прямо предусматривает, что для участия в ней необходимо лишь признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении вне зависимости от того, поставлена ли она на учет в качестве таковой (пункт 7 Приложения 3). По делу же достоверно установлено, что несмотря на то, что истцам не требовалось получения жилья по договору социального найма и, следовательно, принятия их на соответствующий учет, сотрудники Управления требовали от них представления заявления именно о принятии на учет и соблюдения условий принятия на учет, в том числе не предусмотренных законом.
Доводы кассационной жалобы Управления о недоказанности фактов неоднократного обращения истцов по вопросу признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, не могут быть признаны обоснованными. Судом правомерно, обоснованно и мотивированно на основе надлежащей оценки доказательств указанные факты признаны установленными. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Доводы Комитета строительства и архитектуры Курской области о том, что решением Ленинского районного суда г.Курска от 15.02.2010г. и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 01.04.2010г. требования истцов уже были разрешены, являются необоснованными, поскольку кассационным определением от 01.04.2010г. решение суда от 15.02.2010г. отменено с оставлением заявления, поданного в порядке публичного производства, без рассмотрения в связи с необходимостью его рассмотрения в порядке искового производства.
Доводы жалобы Комитета о прекращении действия указанной Подпрограммы и утверждении Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050 новой Подпрограммы, не предусматривающей предоставление выплаты на погашение долга по ипотечным жилищным кредитам, не свидетельствуют о незаконности решения суда, которым в пределах заявленных требований за истцами лишь признано право на участие в Подпрограмме и право на получение соответствующей выплаты. Способы же реализации (восстановления) данного права не являлись предметом заявленных требований и могут быть определены вне рамок данного дела, в том числе сторонами по взаимному соглашению.
В связи с изложенным основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Курска от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя Администрации г.Курска, Управления по учету и распределению жилья г.Курска и Комитета строительства и архитектуры Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.