Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлёва А.В.,
судей: Шуваевой Е.И. и Муминовой Л.И.,
при секретаре: Тарасовой Ю.У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июня 2011 года гражданское дело по иску Федяевой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда, поступившее по кассационной жалобе Федяевой Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 апреля 2011 года, которым постановлено:
"В иске Федяевой Н.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) по г. Курску и Курскому району Курской области о включении в специальный стаж периода работы в качестве сборщика свинцовых аккумуляторов малого научного производственного предприятия "Пульсар", АОЗТ Элит с 24.02.1992 г. по 07.07.1998 г., признании права на досрочное назначение трудовой пенсии отказать."
Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., объяснения Федяевой Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федяевой Н.В. 15.12.2010 г. обратился в УПФ РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Решением УПФ РФ по г. Курску и Курскому району Курской области N 48/6 от 29.12.2010 г. Федяевой Н.В. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия у него требуемого специального стажа.
Из требуемого 06 лет стажа засчитано 0 лет 1 месяц 23 дня.
Период работы с 24.02.1992 г. по 07.07.1998 г. в должности сборщика 3 разряда на участке сборки свинцово-кислотных аккумуляторов МНПП "Пульсар" при АОЗТ "Курский завод "Аккумулятор", АОЗТ "Элит" не включены в специальный стаж, поскольку не подтверждена занятость на формировке и сборке свинцовых аккумуляторов и других химических источников тока с применением веществ 1-2 классов опасности или канцерогенов.
Считая отказ в назначении пении незаконным, Федяевой Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику и просила обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж период работы с 24.02.1992 г. по 07.07.1998 г. и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить пенсию с 24.12.2010 г..
Суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе Федяевой Н.В. просит решение суда отменить как необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста следующим лицам: женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
При назначении пенсии по старости в связи с вредными условиями труда применяются Список N1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26.01.1991 г.
Право на льготное пенсионное обеспечение по указанному Списку N1 раздела XII "Электротехническое производство и ремонт электротехнического оборудования" возникает у рабочих, занятых на формировке и сборке свинцовых аккумуляторов и других химических источников тока с применением веществ 1-2 классов опасности или канцерогенов.
В соответствии с п.5 Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5)N5 от 22.05.1996 г., право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно п.7 указанного выше разъяснений правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что Федяевой Н.В., являясь сотрудником малого предприятия, работала на участке введения поверхностно-активной добавки "Гомол", которая не является токсичной и не относиться к веществам 1-2 классов опасности или канцерогеном.
А, кроме того, указанная операция не являлась сборочной, осуществлялась в начале производственного процесса, проводилась в целях научных исследований для улучшения емкостных характеристик аккумуляторов, в связи с чем, запись в трудовой книжке Федяевой Н.В. о приёме на работу в качестве сборщика 3 разряда на участок сборки свинцово-кислотных аккумуляторов (приказ МНПП "Пульсар" N 13 от 24.02.1992 г.) является неправильной.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, так как они не основаны на материалах дела.
Как установлено судом, истица с 24.02.1992 г. принята на работу в качестве сборщика 3-го разряда на участке сборки свинцово-кислотных аккумуляторов, занималась введением поверхностно-активной добавки "Гомол-авто-мото" (далее "Гомол" в малом научно-производственном предприятии "Пульсар" при Курском заводе "Аккумулятор",а затем при АОЗТ "Курский завод "Аккумулятор".
11.08.1993 г. МНПП "Пульсар" реорганизовано в АОЗТ "Элит".
Согласно штатного расписания работников МНПП "Пульсар", утвержденного 31.01.1992 г., предусмотрен участок сборки свинцово-кислотных аккумуляторов, состоящий из 17 работников, в том числе 12 штатных единиц сборщиков свинцово-кислотных аккумуляторов (т.1 л.д. 72).
Из договоров, заключенных между МНПП "Пульсар" и Курским заводом "Аккумулятор" в 1991 г.- 1993 г., между АОЗТ "Элит" и АОЗТ "Курский завод "Аккумулятор" в 1993-1995 г., усматривается, что стороны договорились о введении добавки "Гомол-авто-мото" в условиях действующего производства для улучшения качества аккумуляторов, повышения их надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств.
При этом, МНПП "Пульсар" вводит добавку "Гомол" собственными силами в свинцово-кислотные аккумуляторы действующего производства.
В то же время Курский завод "Аккумулятор", а затем и АОЗТ "Курский завод "Аккумулятор" определяет рабочие места для введения добавки "Гомол", типы аккумуляторов, в которые нужно вводить указанную выше добавку, обеспечивает работников МНПП "Пульсар", занятых на рабочих местах по введению добавки в условиях действующего производства спецодеждой, средствами защиты и спецпитаниями согласно существующих норм.
Аналогичные условия сотрудничества сохранялись в 1993-1999 гг. после реорганизации МНПП "Пульсар" в ОАЗТ "Элит".
Согласно технологической документации изготовления аккумуляторных свинцовых стартерных батарей 6СТ-60,6СТ-75,6СТ-90,6СТ-182,6СТ-190,6СТ-190А завода "Аккумулятор", утвержденной 29.04.1990 г., и действовавшей с 23.04.1990 г. по 26.07.2004 г., в технологический процесс сборки свинцовых аккумуляторов входило введение поверхностно-активной добавки "Гомол".
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МНПП "Пульсар" и АОЗТ "Элит" своего производства аккумуляторных батарей не имел и все работы по введению добавки "Гомол" велись на производстве свинцовых аккумуляторов Курского завода "Аккумуляторов", реорганизовано в АОЗТ "Курский завод "Аккумуляторов".
Из предоставленных суду карт аттестации рабочих мест сборщиков свинцовых аккумуляторов и батарей АОЗТ "Курский завод "Аккумулятор", проведенных в 1997 г., рабочее место сборщиков находилось в производстве свинцовых аккумуляторов.
Справка главного инженера ООО "Курский завод "Аккумулятор" от 15.03.2011 г. свидетельствует о том, что на участке сборки свинцово-кислотных аккумуляторов применяются вещества 1 и 2 класса опасности: свинец, оксид свинца, свинец сернокислый, сплав свинцово-сурьмянистый.
Федяева Н.В., согласно справки работодателя N109 от 03.04.2007 г. в период с 24.02.1992 г. по 01.09.1998 г. работала на предприятиях в цехах и производствах, предусмотренных Списком N1 сборщиком 3 разряда на опытном участке по введению фенолов в действующем производстве свинцовых аккумуляторов раздела N XII позиция N1120000а-17531 Постановления Совета Министров СССР от 25.01.1991 г. N 10.
Таким образом, истица принимала непосредственное участие в течение полного рабочего дня в технологическом процессе сборки свинцовых аккумуляторов, выполняя одну из операций по их сборке.
Кроме того, приказом N 41 от 08.07.1998 г. о приведении в соответствии со Списками N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях внесены изменения в трудовые книжки работников участка введения добавки " Гомол" в том числе Федяевой Н.В. с указанием на то, что она принята сборщиком свинцовых аккумуляторов производства свинцовых аккумуляторов.
Указанный приказ является основанием для внесения изменений в решение Управления ПФ РФ по г. Курску и Курскому району (решении N 48/06 от 29.12.2010 г.)N 3/1 от 26.01.2011 г., которым в специальный стаж Федяевой Н.В. включен период с 07.07.1998 г. по 01.09.1998 г. 1 месяц 23 дня.
Включая период работы Федяевой Н.В. с 07.07.1998 г. по 01.09.1998 г., пенсионный орган признал, что все требования закона, дающие основания для включения указанного периода в специальный стаж, соблюдены.
При таких обстоятельствах, у пенсионного органа не было оснований не включать в специальный стаж период работы Федяевой Н.В. в должности сборщика с 24.02.1992 г., так как приказ N 41 от 08.07.1998 г. внёс изменения в приказ N 13 от 24.02.1992 г. о принятии истицы на работу сборщиком свинцовых аккумуляторов производства свинцовых аккумуляторов.
В тоже время истица с 01.03.1997 г. по 31.03.1997 г., с 01.08.1997 г. по 31.08.1997 г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
В соответствии с п.5 Разъяснений от 22.05.1996 г. N 29, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ и п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства N 516 от 11.07.2002 г. время нахождения в отпусках без сохранения заработной платы в стаж работы, с учётом которого досрочно назначается трудовая пенсия не включается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым удовлетворить требование истицы в части включения спорного периода в специальный стаж и обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 24.02.1992 г. по 28.02.1997 г., с 01.04.1997 г. по 31.07.1997 г., с 01.09.1997 г. по 07.07.1998 г.
Истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 15.12.2010 года.
Согласно ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовой пенсии по старости назначается с момента обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что трудовая пенсия по старости Федяевой Н.В. должна быть назначена с 24.12.2010 г., поскольку истица достигла возраста 49 лет.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из предоставленных материалов, при подаче искового заявления истицей оплачена государственная пошлина в размере 200 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области в пользу истице понесенные ею судебные расходы в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст. ст. 199,360, п.1 ч.1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 апреля 2011 года отменить, постановить новое решение:
Исковые требования Федяевой Н.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курского району Курской области засчитать в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с вредными условиями периоды работы Федяевой Натальи Владимировны с 24.02.1992 г. по 28.02.1997 г., с 01.04.1997 г. по 31.07.1997 г., с 01.09.1997 г. по 07.07.1998 г.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области назначить Федяевой Натальи Владимировны досрочную трудовую пенсию с 24.12.2010 г.
Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области в пользу Федяевой Натальи Владимировны расходы по оплате госпошлины в сумме 200 ( двести) рублей."
Кассационную жалобу Федяевой Н.В., удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.