судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Мухаметзяновой Н.И.,
судей Муминовой Л.И. и Шуваевой Е.И.,
с участием прокурора Стародубцевой Т.А.,
при секретаре Макаровой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Курске дело по иску прокурора Сеймского административного округа "адрес" в интересах Носовой К.И. к МУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" о возложении обязанности по предоставлению компенсационной выплаты по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья, поступившее по кассационной жалобе представителя Комитета социального обеспечения "адрес" по доверенности С.А.И. на решение Ленинского районного суда "адрес" от 13 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Сеймского административного округа "адрес" в интересах Носовой К.И. удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" предоставлять Носовой К.И., проживающей по адресу: "адрес", компенсационную выплату по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья и произвести Носовой К.И. на этих же условиях перерасчет компенсационной выплаты по расходам на коммунальную услугу "отопление" за период с 1.01.2010 г. по 30.11.2010 г. ".
Заслушав доклад судьи Муминовой Л.И., выслушав объяснения представителя ответчика - муниципального учреждения "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" по доверенности П.И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы представителя 3 лица - Комитета социального обеспечения "адрес" по доверенности С.А.И., возражения прокурора, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сеймского административного округа "адрес" в интересах инвалида Великой Отечественной войны Носовой К.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, и свои требования мотивировал тем, что Носова К.И.., как инвалид войны, имеет право на компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате коммунальных услуг, однако ответчик производит расчет этой выплаты по услуге "отопление" с учетом не только норматива потребления тепловой энергии на отопления, но и с учетом социальной нормы площади жилья. Полагая, что размер компенсационной выплаты Носовой К.И. в связи с расходами по оплате коммунальной услуги "отопление" должен определяться исходя из фактически занимаемой жилой площади, без учета социальной нормы площади жилья, прокурор просил обязать ответчика предоставлять Носовой К.И. компенсационную выплату по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья и произвести на этих же условиях перерасчет компенсационной выплаты по расходам на коммунальную услугу "отопление" за период с 1.01.2010 г. по 30.11.2010 г.
Представители ответчика и третьих лиц - Комитета социальной защиты населения и опеки "адрес" и Комитета социального обеспечения "адрес" - в суде первой инстанции иск не признали.
Суд постановил решение об удовлетворении иска.
В кассационной жалобе представитель Комитета социального обеспечения "адрес" по доверенности С.А.И. просит об отмене решения суда, полагая его необоснованным и незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, заявленные в интересах Носовой К.И.., суд, со ссылкой на п.27 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства "адрес" от 24.05.2009 г. N58, пришел к выводу о том, что компенсационная выплата Носовой К.И. предоставлялась не в полном объеме, и возложил на МУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" обязанность предоставлять Носовой К.И. компенсационную выплату по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья и произвести на этих же условиях перерасчет компенсационной выплаты по расходам на коммунальную услугу "отопление" за период с 1.01.2010 г. по 30.11.2010 г.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 10 и 23.2 названного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные статьей 14 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации, полномочия по исполнению которых переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, и их объем по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 2005 года N 5-ФЗ форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства "адрес" от 24.04.2009 г. N58 в пределах предоставленных законодателем "адрес" полномочий, определяющими порядок предоставления компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено, что компенсационные выплаты устанавливаются гражданам, имеющим место жительства в "адрес", предоставляются в виде авансовых платежей на одно жилое помещение по месту жительства в связи с расходами по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, за наем жилого помещения, коммунальных услуг.
Размер компенсационной выплаты в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется каждому гражданину индивидуально в соответствии с действующим законодательством. Если гражданин занимает жилое помещение, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья, размер компенсационной выплаты определяется исходя из фактической площади жилого помещения (п.26 Правил).
Удовлетворяя иск прокурора, суд также не учёл, что Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства "адрес", утвержденной Губернатором "адрес" 13 августа 1997 г., установлены областные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе областной стандарт социальной нормы площади жилья - 18 кв. м общей площади на 1 человека семьи из 3-х и более человек, 42 кв. м на семью из 2-х человек и 33 кв. м - на одиноко проживающего человека, и установленная в области социальная норма площади жилья применяется для расчета гражданам жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Указанный региональный стандарт соответствует федеральному стандарту социальной нормы площади жилья.
Учитывая, что методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, "адрес", как субъект Российской Федерации, вправе была самостоятельно определить таковую методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации, исходя из того, что нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. Данная методика соответствует применявшейся ранее методике определения размера предоставлявшихся льгот по оплате коммунальных услуг.
Из дела видно, что требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, предусматривающей, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, ответчиком были соблюдены. При установлении компенсационной выплаты Носовой К.И. в связи с расходами на оплату коммунальной услуги "отопление" условия предоставления этой услуги ухудшены не были, объем финансирования данной меры социальной поддержки в процентном отношении относительно размера платы не уменьшены.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене. Учитывая, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований в интересах Носовой К.И.
Руководствуясь ст.361, п.4 ч.1 ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда "адрес" от 13 апреля 2011 года отменить, и принять по делу новое решение:
прокурору Сеймского административного округа "адрес" в иске к муниципальному учреждению "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"", в защиту прав Носовой К.И., о возложении обязанности по предоставлению компенсационной выплаты по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади и перерасчете компенсационной выплаты за период с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2010 г. - отказать полностью.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.