судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Мухаметзяновой Н.И.,
судей Муминовой Л.И. и Шуваевой Е.И.,
с участием прокурора Стародубцевой Т.А.,
при секретаре Макаровой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Курске дело по иску прокурора Сеймского административного округа "адрес" в интересах Твороговой М.А. к МУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" о возложении обязанности по предоставлению компенсационной выплаты по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья, поступившее по кассационной жалобе Комитета социальной защиты населения и опеки "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" от 5 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Сеймского административного округа "адрес" в интересах Твороговой М.А. удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" предоставлять Твороговой М.А., проживающей по адресу: "адрес", компенсационную выплату по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья и произвести Твороговой М.А. на этих же условиях перерасчет компенсационной выплаты по расходам на коммунальную услугу "отопление" за период с 1.01.2010 г. по 30.11.2010 г. ".
Заслушав доклад судьи Муминовой Л.И., выслушав объяснения представителя ответчика - муниципального учреждения "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" по доверенности П.И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы 3 лица - Комитета социальной защиты населения и опеки "адрес", возражения прокурора, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сеймского административного округа "адрес" в интересах ветерана труда Твороговой М.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, и свои требования мотивировал тем, что Творогова М.А., как ветеран труда, имеет право на компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате коммунальных услуг, однако ответчик производит расчет этой выплаты по услуге "отопление" с учетом не только норматива потребления тепловой энергии на отопления, но и с учетом социальной нормы площади жилья. Полагая, что размер компенсационной выплаты Твороговой М.А. в связи с расходами по оплате коммунальной услуги "отопление" должен определяться исходя из фактически занимаемой жилой площади, без учета социальной нормы площади жилья, прокурор просил обязать ответчика предоставлять Твороговой М.А. компенсационную выплату по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья и произвести на этих же условиях перерасчет компенсационной выплаты по расходам на коммунальную услугу "отопление" за период с 1.01.2010 г. по 30.11.2010 г.
Представители ответчика и третьих лиц - Комитета социальной защиты населения и опеки "адрес" и Комитета социального обеспечения "адрес" - в суде первой инстанции иск не признали.
Суд постановил решение об удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Комитет социальной защиты населения и опеки "адрес" просит об отмене решения суда, полагая его необоснованным и незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, заявленные в интересах Твороговой М.А.., суд, со ссылкой на ч.ч. 2,3 ст.3.1 Закона "адрес" "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда", пришел к выводу о том, что компенсационная выплата Твороговой М.А. предоставлялась не в полном объеме, и возложил на МУ "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"" обязанность предоставлять Твороговой М.А. компенсационную выплату по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади жилья и произвести на этих же условиях перерасчет компенсационной выплаты по расходам на коммунальную услугу "отопление" за период с 1.01.2010 г. по 30.11.2010 г.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
До 1 января 2005 года меры социальной защиты ветеранов труда устанавливались статьей 22 Федерального закона "О ветеранах", и согласно данной норме закона ветеранам труда предоставлялись, в том числе, льготы в виде: оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта РФ и - оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива
С 1 января 2005 года данная статья действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в соответствии с которой меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами субъектов Российской Федерации. При этом названным Федеральным законом были предусмотрены дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранение сложившегося уровня социальной защиты. Согласно его статье 153 при определении мер социальной поддержки на уровне субъекта Российской Федерации должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
В "адрес" меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, установлены Законом "адрес" от 01.12.2004 г. N58-ЗКО "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда".
Согласно ст.3.1 данного Закона компенсационные выплаты ветеранам труда в связи с расходами по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда в размере 50 процентов расходов по оплате коммунальных услуг (за исключением поставки твердого топлива и бытового газа в баллонах) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства "адрес" от 24.04.2009 г. N58 в пределах предоставленных законодателем Курской области полномочий, определяющими порядок предоставления компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено, что компенсационные выплаты устанавливаются гражданам, имеющим место жительства в "адрес", предоставляются в виде авансовых платежей на одно жилое помещение по месту жительства в связи с расходами по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, за наем жилого помещения, коммунальных услуг.
Размер компенсационной выплаты в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется каждому гражданину индивидуально в соответствии с действующим законодательством. Если гражданин (семья, имеющая ребенка-инвалида) занимает жилое помещение, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья, размер компенсационной выплаты определяется исходя из фактической площади жилого помещения (п.26 Правил).
Удовлетворяя иск прокурора, суд также не учёл, что Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства "адрес", утвержденной Губернатором "адрес" 13 августа 1997 г., установлены областные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе областной стандарт социальной нормы площади жилья - 18 кв. м общей площади на 1 человека семьи из 3-х и более человек, 42 кв. м на семью из 2-х человек и 33 кв. м - на одиноко проживающего человека, и установленная в области социальная норма площади жилья применяется для расчета гражданам жилищных компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Указанный региональный стандарт соответствует федеральному стандарту социальной нормы площади жилья.
Учитывая, что методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, "адрес", как субъект Российской Федерации, вправе была самостоятельно определить таковую методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации, исходя из того, что нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. Данная методика соответствует применявшейся ранее методике определения размера предоставлявшихся льгот по оплате коммунальных услуг.
Из дела видно, что требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающей, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, ответчиком были соблюдены. При установлении компенсационной выплаты Твороговой М.А. в связи с расходами на оплату коммунальной услуги "отопление" условия предоставления этой услуги ухудшены не были, объем финансирования данной меры социальной поддержки в процентном отношении относительно размера платы не уменьшены.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене. Учитывая, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований в интересах Твороговой М.А..
Руководствуясь ст.361, п.4 ч.1 ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда "адрес" от 5 апреля 2011 года отменить, и принять по делу новое решение:
прокурору Сеймского административного округа "адрес" в иске к муниципальному учреждению "Центр коммунально-социальных услуг "адрес"", в защиту прав Твороговой М.А., о возложении обязанности по предоставлению компенсационной выплаты по коммунальной услуге "отопление" без учета социальной нормы площади и перерасчете компенсационной выплаты за период с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2010 г. - отказать полностью.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.