Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.
и судей Шуваевой Е.И., Муминовой Л.И.,
при секретаре Поздняковой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Полякова Н.В. к Администрации "адрес" о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, поступившее по кассационной жалобеПолякова Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 12 апреля 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поляков Н.В. обратился в суд с иском к Администрации "адрес" о возложении обязанности по постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на то, что на него как военнослужащего, уволенного с военной службы в 1996 году в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющего выслугу более 10 лет, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" распространяются социальные гарантии, в том числе по обеспечению жилым помещением. Однако Управлением по учёту и распределению жилья Администрации "адрес" ему в постановке на учёт нуждающихся в получении жилья было отказано, поскольку принятие на учёт граждан, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, но обратившихся по данному вопросу после указанной даты, законом не предусмотрено.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобеПоляков Н.В. просит об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца и его представителя Саруханова И.К., поддержавших кассационную жалобу, объяснения представителя Администрации "адрес" по доверенности ФИО1, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, мнениепредставителя третьего лица Комитета строительства и архитектуры Курской области ФИО2, полагавшего решение на усмотрение суда,судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из ч. 2 ст. 52 ЖК РФ следует, что состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ч. 3 данной статьи принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учёт не по месту своего жительства.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что приказом командующего II отдельной армией противовоздушной обороны N от ДД.ММ.ГГГГ Поляков Н.В. - командир корабля авиационного отряда "данные изъяты" был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 49 ч. 2 п. "а" Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и направлен на учет в "данные изъяты" РВК "адрес".
Как установлено судом, после увольнения из рядов Вооруженных сил в 1996 году Поляков Н.В. продолжал проживать в "адрес" до декабря 2006 года, а затем переехал в "адрес". На учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления как по месту увольнения в "адрес", так и в "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ истец не ставился. Впервые в администрацию "адрес" с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец, по его утверждению, обратился в 2007 году.
При данных обстоятельствах, когда Поляков Н.В. был уволен из Вооруженных сил до ДД.ММ.ГГГГ и до указанной даты с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствующие органы муниципальных образований не обращался, суд сделал правильный вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации "адрес" по постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд подробно мотивировал в решении свои выводы, которые соответствуют материалам дела и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что выводы суда противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и Постановлению Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 г. N 5-П, были предметом оценки суда первой инстанции, обоснованно признавшего их несостоятельными, противоречащими смыслу и содержанию норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В связи с изложенным судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.