Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.
и судей Мухаметзяновой Н.И., Леонтьевой И.В.,
при секретаре Миломаевой А.Б.,
с участием прокурора Стародубцевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кондратова Александра Фёдоровича к "данные изъяты" таможне о возложении обязанности перезаключить контракт, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,поступившее по кассационной жалобе Кондратова А.Ф. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 11 марта 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондратов А.Ф. обратился в суд с указанным иском к "данные изъяты" таможне, ссылаясь на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ работал в "данные изъяты" таможне на различных должностях, с 2001 года был назначен на должность начальника отдела дознания, после чего с ним неоднократно перезаключались контракты на данную должность на новый срок. В ДД.ММ.ГГГГ 2010 года он обратился с заявлением на имя начальника "данные изъяты" таможни о заключении контракта на новый срок. Приказом N-П от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с ДД.ММ.ГГГГ по подпункту 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" - по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом. Полагал увольнение незаконным, поскольку контракт ввиду его неоднократного перезаключения является трудовым договором, заключённым на неопределённый срок, расторжение которого по инициативе работодателя без достаточных на то оснований противоречит положениям ст.ст. 77, 81 ТК РФ. Кроме того, увольнение произведено без учёта обстоятельств, свидетельствующих о его предшествующей работе.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Кондратов А.Ф. просит об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Кондратова А.Ф., поддержавшего кассационную жалобу, объяснения представителей "данные изъяты" таможни ФИО1 и ФИО2, представителя третьего лица - Центральной оперативной таможни ФИО3, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Стародубцевой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральным Законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ регулируются особенности порядка и условий прохождения службы в таможенных органах.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в таможенных органах, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Согласно ст. 10 Закона контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, сроком на один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.
Статья 1 Закона предусматривает, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Таким образом, деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере особые правила, в частности предусмотреть замещение должностей сотрудников таможенных органов на основании контракта, заключаемого только на опредёленный срок.
Из п. 10 приказа ФТС России от 01.12.2008 г. N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации" следует, что контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется сторонами и закрепляется в контракте. Началом действия контракта и окончанием срока действия контракта, является дата, указанная в тексте контракта.
Согласно п. 21 Положения решение о заключении (не заключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учётом представления, не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта. При решении о не заключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупреждён об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.
Согласно п. 15 Типового положения о подразделении дознания таможни, утверждённого приказом ФТС России от 27.11.2006 г. N 1224, подразделение возглавляет начальник, кандидатура которого согласовывается с соответствующей оперативной таможней (ЦОТ) и Управлением таможенных расследований и дознания (УТРД) ФТС России.
Пунктом 2 Должностной инструкции начальника отдела дознания предусмотрено, что начальник отдела дознания назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника таможни по представлению заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности по согласованию с отделом организации дознания ЦОТ и Управлением таможенных расследований и дознания (УТРД) ФТС России.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа N-к Кондратов А.Ф. был принят на службу "данные изъяты" таможней по контракту сроком на один год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на должность начальника отдела дознания "данные изъяты" таможни.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника "данные изъяты" таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-к Кондратов А.Ф. был уволен со службы в таможенных органах по истечении срока действия контракта. С приказом истец был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ
Приказом начальника "данные изъяты" таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-к были внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-к в части увольнения истца со службы в таможенных органах не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что порядок увольнения Кондратова А.Ф. со службы в таможенных органах был соблюдён, что, заключив добровольно контракт о службе в таможенных органах сроком на один год, Кондратов А.Ф. согласился с тем, что по истечении годичного срока его служба в таможенных органах может быть прекращена, и он будет уволен.
При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том, что ответчик был вправе уволить истца с должности начальника отдела дознания "данные изъяты" таможни по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом.
Судебная коллегия находит эти выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Кондратова А.Ф. о том, что при принятии решения об отказе в заключении с ним контракта о службе в таможенных органах на новый срок ответчик обязан был указать причины отказа и основания, послужившие поводом к не заключению с ним контракта на новый срок, несостоятельны, поскольку не основаны на законе.
Утверждения истца о том, что порядок согласования его кандидатуры на должность начальника отдела дознания "данные изъяты" таможни был нарушен, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения по данному делу, предметом рассмотрения которого является не законность назначения на должность, а освобождение от должности в связи с истечением срока, предусмотренного контрактом.
Ссылка на нарушение срока принятия начальником таможенного органа решения о не заключении контракта с истцом (не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта - п. 21 Положения) не может служить основанием к признанию увольнения незаконным и отмене решения суда, так как данное нарушение не имеет существенного значения, учитывая, что в соответствии с указанным пунктом Положения истец был предупреждён об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.
В связи с изложенным не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 11 марта 2011 годаоставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.