Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.,
и судей Шуваевой Е.И., Муминовой Л.И.,
при секретаре Перминовой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Москалева П.С. к Комитету строительства и архитектуры Курской области, Администрации "данные изъяты", ОГУ "Дирекция по жилищным субсидиям" Курской области об отмене решения Собрания депутатов "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в постановке на учёт Москалёву П.С. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий" и восстановлении в очереди на внеочередное получение жилья в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны, поступившее по кассационной жалобе представителя истца Москалёва П.С. Москалёвой Т.И.на решение Советского районного суда Курской области от 28 апреля 2011 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Москалёв П.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он как ветеран Великой Отечественной войны обратился в Администрацию "данные изъяты" с заявлением о постановке на учёт на получение жилья. Однако решением Собрания депутатов посёлка N от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учёт.
Истец просил отменить указанное решение Собрания депутатов посёлка и обязать Собрание депутатов "данные изъяты" вынести решение о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны, поскольку дом, в котором он проживает, ветхий, износ основных строительных конструкций дома составляет 60-65%.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе представитель истцапросит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Москалёвой Т.И., поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя Областного государственного учреждения "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан" и Комитета строительства и архитектуры Курской области Малыгиной Г.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 23.2 средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п.п. 4, 5 ст. 23.2).
Согласно п. 11 ст. 23.2 определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учёт закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны, а так же членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.".
Правилами предоставления за счёт субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утверждёнными постановлением Правительства Курской области N 36-пп от 16.03.2010 г., предусмотрено, что денежные выплаты предоставляются Комитетом строительства и стройиндустрии Курской области ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и поставленным на учёт органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Формирование списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей, погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, данными правилами возложено на Областное государственное учреждение "Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которого установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания и подлежащим сносу и реконструкции, в соответствии с которым решение о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан принимается органом местного самоуправления.
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В силу п. 2.5 Критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 20.02.2004 N 10 "Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных" к ветхим жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Как следует из материалов дела, Москалёв П.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны.
Решением Собрания депутатов "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ Москалёву П.С. было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, чтоМоскалёв П.С. с 1962 года проживает в принадлежащем ему на праве собственности "адрес", общей площадью 87,4 кв.м. С истцом в указанном доме зарегистрированы и проживают его сын, невестка, внучка, правнук и правнучка.
Также установлено, что на основании распоряжения главы "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия ДД.ММ.ГГГГ провела обследование жилого дома Москалёва П.С. и не признала его непригодным для проживания, отметив при этом необходимость выполнения комплекса мероприятий по ремонту здания.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, чтожилой дом, принадлежащий истцу, не является непригодным для проживания, он отвечает установленным для жилых помещений требованиям, соответственно, Москалёв П.С. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Решение суда соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают.
Утверждение в жалобе о том, что Москалёву П.С. необоснованно отказано в постановке на учёт на получение жилья, так как жилой дом, в котором он проживает, не пригоден для проживания, нельзя признать обоснованным, поскольку в соответствии со ст. 15 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 жилое помещение может быть признано непригодным для проживания межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления.
Поскольку заключение межведомственной комиссии не было оспорено в установленном законом порядке, суд обоснованно принял его во внимание при разрешении данного дела.
Иные доводы жалобы не имеют правового значения по данному делу и на законность решения суда не влияют.
В связи с изложенным не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а: Решение Советского районного суда Курской области от 28 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.