Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Болдырева А.Б.,
судей Переверзевой И.Н., Шумаковой В.Т.,
при секретаре Леоновой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 марта 2011 года гражданское дело по заявлению Тимофеева С.В. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Курской области от 29 декабря 2010 г. об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поступившее по кассационной жалобе Управления федеральной миграционной службы по Курской области на решение Курчатовского городского суда Курской области от 04 февраля 2011 года, которым постановлено:
"Заявление Тимофеева С.В. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Курской области от 29 декабря 2010 года в отношении гражданина Узбекистана Тимофеева С.В. удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Курской области от 29 декабря 2010 года в отношении гражданина Узбекистана Тимофеева С.В.".
Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной Миграционной службы РФ по Курской области по доверенности Кулькова С.Д., поддержавшего доводы жалобы, представителя Тимофеева С.В. по доверенности Злыденного Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеев С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Курской области от 29.12.2010 г. N573 об аннулировании разрешения от 18.06.2010г. на его временное проживание на территории Российской Федерации сроком до 18.06.2013 г.
Свои требования мотивировал тем, что, несмотря на административные взыскания за допущенные им ранее нарушения, с 20.09.2010 г. он зарегистрирован по адресу: "адрес",кв.81 и с этого момента не допускал нарушений законодательства РФ. Однако 20января 2011 г. УФМС России по Курской области он был уведомлен об аннулировании выданного ему разрешения на временное проживание. Данное решение, по мнению заявителя, не соответствует ст. 27 ч.1 Конституции Российской Федерации, поскольку он находился на территории Российской Федерациизаконно, имел регистрацию и место временного проживания, нарушает ст. 14 п.7Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 4.1 ч.5 КоАП Российской Федерацииввиду применения к нему двойного наказания за один и тот же административный проступок.
В кассационной жалобе Управления ФМС России по Курской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 254, ст. 255 ГПК Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, в результате которых нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель Тимофеева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин "адрес", имеет высшее образование, в 2009 г. окончил Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, с апреля 2005 г. по сентябрь 2007 г. работал старшим мастером ООО "Навои Азот" "адрес" "адрес", с сентября 2007г. по июль 2009 г. являлся студентом РХТУ г. Москва, где и был временно зарегистрирован, затем прибыл на территорию России в декабре 2009 г., с марта 2010 г. по настоящее время проживает в г. "адрес" Курской области в квартире близких родственников ФИО 1 и ФИО2. По данным миграционной карты (л.д.67), заявитель без нарушений требований закона пребывал в Российской Федерации с 14 марта 2010 г. по 14 июня 2010 г., в соответствии с уведомлением о прибытии иностранного гражданина - в "адрес" районе, г. "адрес", ул. "адрес" д. N кв. N - до 12.06.2010 г. (л.д.68).
В соответствии с решением Управления ФМС по Курской области от 18.06.2010 г. на основании п.1 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" гражданину Узбекистана Тимофееву С.В. выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации на срок 3 года.
В соответствии со ст.7 ч.1 п.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
Согласно п. 28 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N789, в случае если иностранный гражданин (лицо без гражданства) совершил действия, предусмотренные статьей 7 Закона, территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решение об аннулировании его разрешения на временное проживание и о выдаче ему визы для выезда из Российской Федерации.
Как установлено п.п.82-84 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации", утвержденного Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 40, основанием для начала административной процедуры является получениетерриториальным органом ФМС России информации о наличии обстоятельств,являющихся основаниями для аннулирования ранее выданного иностранномугражданину разрешения (пункт 50 Административного регламента). При выявленииуказанных оснований уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица. Срок проведения проверки не должен превышать 1 месяца со дня выявления оснований аннулирования разрешения. По результатам проведенной проверки уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение (приложение N5 к Административному регламенту), которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Судом установлено, что 29 декабря 2010 года ст. инспектором УФМС России по Курской области вынесено мотивированное заключение, утвержденное руководителем УФМС России по Курской области, об аннулировании гражданину Узбекистана Тимофеева С.В. разрешения на временное проживание, основанием которого стало в соответствии со ст. 7 ч.1 п.7 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обстоятельство его неоднократного (два раза) в течение одного года привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.
Как усматривается из материалов дела, к моменту принятия решения о выдаче разрешения на временное проживание Тимофеева С.В. постановлением и.о. начальника отделения УФМС России по Курской обл. в "адрес" районе от 16.06.2010 г. был привлечен к административной ответственности по ст.18.8 ч.1 КоАП Российской Федерации в связи с выявленным 16.06.2010г. фактом незаконного нахождения на территории Российской Федерации по окончании срока пребывания (12.06.2010 г.). Административный штраф, назначенный за совершение данного административного правонарушения, уплачен им в тот же день - 16.06.2010 года.
17.09.2010 г., то есть после принятого решения о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, на основании постановления и.о. начальника отделения УФМС России по Курской области в "адрес" районе заявитель был повторно привлечен к административной ответственности по ст. 18.8 ч.1КоАП Российской Федерации в связи с выявленным 17.09.2010 г. нарушением п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона N109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившемся в том, что заявитель не зарегистрировался по месту жительства в течение 7 дней после получения 14.07.2010 г. разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Административный штраф (л.40) он уплатил в тот же день - 17.09.2010 г.
20.09.2010 г. Тимофеева С.В. зарегистрировался по месту жительства в Курской области, г. "адрес", ул. "адрес" д. N, кв. N на срок до 18.06.2013 г., указав причину пропуска срока регистрации - отъезд в указанный период владельцев квартиры - семьи ФИО 1, что препятствовало его регистрации по данному месту жительства.
Однако 29.12.2010 г. Управлением ФМС по Курской области вынесено оспариваемое заключение об аннулировании выданного заявителю разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании ст.7 ч.1 п.7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Рассматривая дело, суд правильно истолковал нормы Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и обоснованно исходил из того, что органы ФМС при наличии оснований, предусмотренных ст.7 данного закона, вправе, но не обязаны, принять решение об аннулировании иностранному гражданинуразрешения на временное проживание. Выявление таких оснований не является безусловным поводом к принятию такого решения. Закон не исключает право правоприменительных органов, в том числе органов Федеральной миграционной службы, и суда из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и иные заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, необходимо ли аннулирование разрешения на временное проживание и депортация данного лица из Российской Федерации.
Суд так же правильно учитывал практику Конституционного суда Российской Федерации (Определение от 02.03.2006г. N55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п.7 ст.7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в соответствии с которой сам по себе пункт 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предполагающий при решении вопроса о выдаче или об аннулировании разрешения на временное проживание иностранному гражданину, неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекавшемуся к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, учет уполномоченными органами исполнительной власти и судом личности этого иностранного гражданина, его семейного положения, характера и степени общественной опасности совершенных им административных правонарушений, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права и свободы заявителя; а также практику Европейского Суда по правам человека, согласно которой, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришел к обоснованному выводу, что решение Управления от 29.12.2010 г. N573 принято без учета данных о личности Тимофеева С.В., характера и степени общественной опасности совершенных им административных правонарушений и не содержит доводов, подтверждающих необходимость принятия такого решения, влекущего депортацию заявителя из России, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов.
Не содержит таких доводов и кассационная жалоба Управления ФМС по Курской области.
Судебная коллегия считает, что выводы суда о признании оспариваемого решения Управления от 29.12.2010 г. N573 незаконным, являются правильными, основанными на законе, подтвержденными материалами дела, мотивированными.
Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают и не содержат предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского городского суда Курской области от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления ФМС России по Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.