Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Гаджиевой С.А.
судей Бобылева С.В., Ечина А.А.
при секретаре Затока Т.А.
с участием прокурора Зариповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам администрации муниципального образования "поселок Широкий" и Собрания представителей муниципального образования "поселок Широкий"
на решение Сусуманского районного суда от 16 июня 2011 года,
которым постановлено:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 12 января 2011 года пункты "г", "е", "ж" части 2 статьи 44 Устава муниципального образования "поселок Широкий".
Обязать Собрание представителей муниципального образования "поселок Широкий" обнародовать соответствующее сообщение о решении суда.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., выступление прокурора о законности постановленного решения, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сусуманского района обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования "поселок Широкий" с заявлением о признании пунктов "г", "е", "ж" части 2 статьи 44 Устава муниципального образования "поселок Широкий" (далее - Устав) противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента их принятия, с 12 января 2011 года.
В обоснование указал, что в пунктах "г", "е", "ж" части 2 статьи 44 Устава помимо гарантий, установленных федеральным и областным законодательством, предусмотрено предоставление главе муниципального образования дополнительных гарантий, а именно:
- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с
исполнением полномочий;
- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период
осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;
- выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий
либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") в размере, установленном Решением Собрания представителей. Указанная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность Главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий.
По мнению прокурора, оспариваемые положения Устава приняты с нарушением исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию трудовых и гражданских правоотношений.
Применение данных положений Устава влечет необоснованное расходование бюджетных денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач местного самоуправления.
Сусуманским районным судом 16 июня 2011 года постановлено вышеприведенное решение.
В кассационных жалобах администрации муниципального образования "поселок Широкий" и Собрания представителей муниципального образования "поселок Широкий" поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
В обоснование указывают, что в силу положений статей 5, 6, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 5.1 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также устанавливать гарантии осуществления полномочий депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц данных органов, в пределах своей компетенции, в соответствии с Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Считают, что оспоренные прокурором нормы Устава были приняты в соответствии с положениями части 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 24 ноября 2008 года N 1061-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", предусматривающими данные гарантии для указанной категории лиц.
При проведении правовых экспертиз прокуратурой Сусуманского района и управлением юстиции по Магаданской области, было настоятельно рекомендовано перенести в Устав поселка Широкий гарантии из Закона Магаданской области N 1061-ОЗ.
В соответствии с частью 1 статью 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя.
Согласно пунктам "к", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
На основании статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Такое же положение закреплено и в пункте 5.1 статьи 40 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта РФ.
Согласно этим нормам законодательства законами субъекта Российской Федерации и уставами муниципальных образований предоставлено право устанавливать гарантии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления только на период их полномочий, а не по их окончании.
Согласно разъяснениям в пунктах 24, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Собрания представителей муниципального образования "поселок Широкий" N 10 от 15 декабря 2010 года принят Устав муниципального образования "поселок Широкий", обнародован 12 января 2011 года (л.д. 8-44).
Согласно части 2 статьи 44 Устава главе муниципального образования "поселок Широкий" предоставляются гарантии, помимо гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным и областным законодательством, в том числе:
пунктом "г" - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;
пунктом "е" - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;
пунктом "ж" - выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") в размере, установленном Решением Собрания представителей. Данная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность Главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке, установленном Решением Собрания представителей.
Устав вступил в законную силу со дня обнародования - с 12 января 2011 года и на момент судебного разбирательства перечисленные пункты Устава являются действующими.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспоренные прокурором положения Устава приняты Собранием Представителей данного муниципального образования с превышением предоставленных полномочий. Выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы и в решении приведены, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Данные нормы Устава вступают в противоречие со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Этой же нормой предусмотрено, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, закрепленных в оспариваемых прокурором пунктах "г", "е", "ж" части 2 статьи 44 Устава муниципального образования "поселок Широкий", противоречит нормам Федерального законодательства, в частности положениям Главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 3, 6, 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статье 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приведенные нормативные правовые акты федерального уровня имеют большую юридическую силу по сравнению с положениями части 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 24 ноября 2008 года N 1061-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", предусматривающими гарантии для указанной категории лиц.
При таком положении, коллегия полагает, что суд первой инстанции, обоснованно применив положения Федеральных законов, признал пункты оспоренного нормативного правового акта противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
Доводы кассационных жалоб являются несостоятельными, по существу они не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сусуманского районного суда от 16 июня 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования "поселок Широкий", Собрания представителей муниципального образования "поселок Широкий" - без удовлетворения.
Председательствующий: С.А. Гаджиева
Судьи: А.А. Ечин
С.В. Бобылев
Верно: судья обл. суда С.В. Бобылев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.