Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 сентября 2012 г. по делу N 33А-864
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е.,
судей: Лаврентьева В.В. и Свинцова Д.В.,
при секретаре Кислинской А.Д., с участием заявителя и его представителя ФИО5, представителя жилищной комиссии войсковой части N ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Брянского гарнизонного военного суда от 14 июня 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии этой же воинской части от 6 апреля 2012 года об отказе в признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Свинцова Д.В., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя командования, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как следует из решения суда и материалов дела, ФИО1 5 декабря 2011 года обратился в жилищную комиссию войсковой части N (Академия Федеральной службы охраны России) с просьбой признать его нуждающимся в получении жилого помещения и поставить в очередь на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на состав семьи из трех человек: он, супруга и несовершеннолетняя дочь.
На основании решения жилищной комиссии этой же воинской части от 6 декабря 2011 года последняя ходатайствовала перед Центральной жилищной комиссией ФСО России о признании его и членов семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с даты подачи им рапорта - с 5 декабря 2011 года, на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, и предложила Центральной жилищной комиссии ФСО России распределить ему на состав семьи из 3-х человек по договору социального найма 3-комнатную "адрес".
Решением этой же жилищной комиссии от 6 апреля 2012 года отменено ранее вынесенное решение той же жилищной комиссии от 6 декабря 2011 года в части вышеизложенных вопросов и принято новое решение об отказе ФИО1 в признании его и членов семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, намеренного ухудшения своих жилищных условий для получения права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 с учетом последующего уточнений требований просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от 6 апреля 2012 года в части отказа: в признании его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в выделении на состав семьи из 3-х человек трехкомнатной квартиры, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, как преподавателя высшего военного учебного заведения, общей площадью 75 кв.м. и возложить обязанность на указанную жилищную комиссию по признанию его и членов семьи нуждающимися в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы в "адрес" и предоставлению ему указанного жилого помещения, оставив в силе предыдущее решение жилищной комиссии в отношении него от 6 декабря 2011 года.
Гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении заявления ФИО1.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование апелляционной жалобы он приводит подпункт "д" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, (далее - Правила) в соответствии с которым не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий те военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, жилищные условия которых ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения жилья, ранее полученного от государства.
Автор жалобы констатирует, что проданная им 16 ноября 2011 года квартира не предоставлялась государством, так как была собственностью его и супруги, и не могла являться препятствием к получению им жилого помещения в качестве военнослужащего.
Считает, что ошибочно истолковал подпункт "г" пункта 7 Правил, поскольку на основании него основаниями признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает несостоятельными исходя из следующего.
Согласно статье 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ.
На основании ст. 53 ЖК РФ установлены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно материалам дела ФИО1 16 ноября 2011 года, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершил действие - продажу принадлежащей ему и супруге на праве собственности двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес" общей площадью 43,3 кв.м. и жилой площадью 29,5 кв.м., после чего подал рапорт в жилищную комиссию воинской части о признании его нуждающимся в получении жилого помещения.
В соответствии с решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2006 года N 5/058-ГС учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях составляет в размере 11,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека.
Таким образом, до продажи квартиры заявитель и члены его семьи (всего 3 человека) были обеспечены жилым помещением выше учетной нормы и не нуждались в получении такового.
Согласно решению жилищной комиссии войсковой части N от 6 апреля 2012 года (протокол N 4) отменено ранее вынесенное решение этой же жилищной комиссии и ФИО1 на основании ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещениях.
Таким образом, поскольку заявителем в 2011 году были совершены действия, связанные с намеренным ухудшением своих жилищных условий и выразившиеся в продаже двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес", то суд первой инстанции правомерно расценил их как ухудшение жилищных условий, и на законных основаниях отказал в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части N от 6 апреля 2012 года (протокол N 4) по исключения заявителя из списков, нуждающихся в получении жилого помещения.
В то же время не могут быть приняты во внимание, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, на п. "д" ст. 10 которых сослался заявитель в апелляционной жалобе в обоснование отмены решения Брянского гарнизонного военного суда, поскольку по своему статусу эти Правила не соответствуют тем нормативным актам, которые наряду с Жилищным кодексом РФ полномочны регулировать вопросы предоставления жилья по договорам социального найма.
Кроме того, в соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила, которыми руководствовались органы местного самоуправления при принятии военнослужащих в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства.
Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г.
Между тем в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
С учетом изложенного, выводы гарнизонного военного суда о том, что заявитель правомерно исключен с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий следует признать правильными.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 14 июня 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда
Свинцов Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.