Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 июня 2012 г. по делу N 33А-371
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Линкина А.И.,
судей:
Павленка С.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя заявителя ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 21 марта 2012 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего "данные изъяты" военной автомобильной инспекции старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" (далее - ФКУ), связанных с выплатой суточных за время нахождения в командировке в меньшем размере.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, на основании директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 12 декабря 2008 года N 314/6/3673, указаний начальника Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации от 14 марта 2011 года N 545/1/390 и приказа начальника "данные изъяты" военной автомобильной инспекции (далее - "данные изъяты" ВАИ) от 14 июня 2011 года N 71 ФИО8 направлялся в служебную командировку в Республику Абхазия, где в период с 27 июня по 27 декабря 2011 года без постановки на продовольственное обеспечение находился в распоряжении командира войсковой части полевая почта "данные изъяты" (далее - войсковая часть "данные изъяты"), дислоцированной в городе Гудаута Республики Абхазия.
При убытии в служебную командировку на счет заявителя ФКУ перечислило в качестве аванса денежные средства в размере "данные изъяты" рублей, из которых: "данные изъяты" рублей - компенсация расходов, связанных с проездом в служебную командировку и обратно, а "данные изъяты" рублей - суточные за время нахождения в командировке, исчисленные в размере 30 процентов от размера суточных, установленных действующим законодательством для военнослужащих, направленных в командировку в указанную республику.
Полагая свои права нарушенными, ФИО8 через своего представителя обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным расчет ФКУ от 20 июня 2011 года в части начисления суточных за время нахождения в служебной командировке в вышеуказанном размере, взыскав с названного ФКУ в его пользу задолженность по суточным за период нахождения в командировке в полном объеме в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек. Он же просил взыскать с ФКУ судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере "данные изъяты" рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции в своем решении ошибочно сослался на Руководство по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года N 888 (далее - Руководство), поскольку данный приказ вступил в силу спустя 2 месяца после прибытия заявителя в командировку, и поэтому в силу статьи 4 Гражданского кодекса РФ применению не подлежал.
Суд, по мнению автора жалобы, в основу своих выводов необоснованно положил то обстоятельство, что заявитель не обращался к командиру войсковой части "данные изъяты" с рапортом о постановке его на продовольственное обеспечение, поскольку материалами дела подтверждается отсутствие продовольственного обеспечения в отношении военнослужащих "данные изъяты" ВАИ, прибывших в командировку в Республику Абхазия.
Считает, что подача указанного рапорта является правом военнослужащего. Вывод же о том, что подача такого рапорта является обязанностью, нормами материального права не подтверждается, а отказ в выплате оспариваемых денежных средств является по существу изменением материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства и совершивших юридически значимые действия, что противоречит статьям 37 и 59 Конституции Российской Федерации.
Утверждает, что исходя из особенностей и специфики службы ВАИ, а также длительности командировки и невозможности питаться сухим пайком, заявитель не мог обратиться к командованию с рапортом о постановке его на продовольственное обеспечение.
Считает, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, поскольку пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" и пункт 339 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 (далее - Порядок), на которые сослался гарнизонный военный суд, регламентируют выплату суточных военнослужащим, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов. Таким образом, указанные нормы действуют в отношении военнослужащих, участвовавших в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии. Вместе с тем, заявитель, по мнению представителя, был направлен в служебную командировку для осуществления контроля за использованием транспортных средств соединений и воинских частей, выполняющих задачи по поддержанию мира на территории Республики Абхазия, но сам он не участвовал в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на указанной территории.
Полагает, что при данных обстоятельствах применению подлежали пункт 334 Порядка, а также приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812, согласно которым заявителю выплата суточных положена в полном размере, то есть, исходя из 54 долларов США за одни сутки нахождения в служебной командировке.
Утверждает, что судом не был исследован вопрос об организации питания военнослужащих, прикомандированных к войсковой части "данные изъяты". В письме командира войсковой части "данные изъяты", на которое сослался суд, не указано по поводу продовольственного обеспечения службы ВАИ, размещенной на территории данной воинской части.
В то же время, ссылаясь на представленную заявителем справку командования войсковой части "данные изъяты" от 22 декабря 2011 года N 7829, считает доказанным факт отсутствия организации питания в отношении военнослужащих ВАИ.
Обращает внимание на то, что заявитель исполнял служебные обязанности вне территории войсковой части "данные изъяты" и не имел возможности посещать столовую, в связи с чем был вынужден питаться в городских пунктах общественного питания за счет собственных средств.
В заключение жалобы ее автор указывает, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт выделения финансовым ведомством Министерства обороны Российской Федерации денежных средств для обеспечения заявителя питанием.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены правильно.
Так, согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в одной из следующих форм: организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством Российской Федерации отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.
Руководствуясь приведенной выше нормой Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", Правительство Российской Федерации приняло постановление от 31 декабря 2004 года N 906 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 479-28", которым утвердило Перечень отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, питание которых организуется по месту военной службы (далее - Перечень).
Данная форма продовольственного обеспечения установлена для отдельных категорий военнослужащих в силу специфики выполняемых ими обязанностей военной службы и условий их выполнения.
К такой категории военнослужащих вышеуказанным Перечнем, в частности, отнесены и военнослужащие, командированные за границу для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии" военнослужащие и сотрудники федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, обеспечиваются бесплатным питанием по установленным нормам.
Аналогичное положение содержится и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2008 года N 440 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии".
Норма продовольственного обеспечения военнослужащих, направленных в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время".
Таким образом, на основании вышеприведенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что для военнослужащих, направленных в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту службы (месту командировки) по установленной норме.
Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение и, соответственно, получения питания по месту службы в силу пункта 11 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом Министра обороны от 22 июля 2000 года N 400 (далее - Положение), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служили аттестат на продовольствие и предписание или командировочное удостоверение, или отпускной билет военнослужащего.
В исключительных случаях по прибытии военнослужащего в воинскую часть без аттестата на продовольствие (аттестат утерян, похищен и др.) он зачислялся на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части на основании его рапорта, в котором указываются причины отсутствия аттестата и по какое число он удовлетворен продовольствием (денежной компенсацией, продовольственно-путевыми деньгами).
В соответствии с пунктом 5 действующего в настоящее время Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 888 (далее - Руководство), военнослужащие зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для их зачисления на продовольственное обеспечение являются: аттестат военнослужащего и предписание, или командировочное удостоверение, или отпускной билет, или направление (путевка) на лечение, стационарное обследование, освидетельствование в военно-медицинское учреждение; рапорт военнослужащего, старшего воинской команды, командира подразделения.
При прибытии военнослужащего в воинскую часть без аттестата военнослужащего он зачисляется на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части на основании его рапорта, в котором указываются причины отсутствия аттестата военнослужащего и по какое число военнослужащий обеспечен питанием, продовольственным пайком или продовольственно-путевыми деньгами.
Следовательно, для получения питания в войсковой части "данные изъяты" заявитель, прибывший в командировку без продовольственного аттестата, должен был подать соответствующий рапорт на имя командира указанной воинской части.
Как следует из материалов дела, верно установил суд первой инстанции и было подтверждено представителем заявителя в суде апелляционной инстанции, ФИО8 с таким рапортом к командованию войсковой части "данные изъяты" не обращался и, соответственно, отказа в предоставлении питания не получал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, обоснованно сослался в решении на отсутствие соответствующего рапорта заявителя и расценил эти действия, как уклонение от установленного порядка продовольственного обеспечения для указанной категории военнослужащих, к которой в период нахождения в командировке относился и заявитель.
По этой причине рассуждения в жалобе о том, что подача указанного рапорта является правом, а не обязанностью военнослужащего, а отказ в выплате оспариваемых денежных средств якобы является изменением материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства и совершивших юридически значимые действия, и противоречии оспариваемых действий статьям 37 и 59 Конституции Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными.
Особенность и специфика службы ВАИ, а также длительность командировки и невозможность питаться сухим пайком, вопреки утверждению автора жалобы, не свидетельствует о том, что заявитель был лишен возможности обратиться к командованию с таким рапортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" определено, что размер суточных в иностранной валюте, выплачиваемых работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при служебных командировках на территорию Республики Абхазия составляет 54 доллара США в сутки, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту военной службы (при условии отсутствия у них права на получение должностных окладов в иностранной валюте), суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 30% суточных, установленных этим Постановлением.
Поскольку заявитель по собственной инициативе не воспользовался возможностью получения организованного питания в войсковой части "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для выплаты ему суточных исходя из 54 долларов США в сутки и, с учетом того, что ранее суточные были выплачены ему в размере 30% от указанного размера, обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы в жалобе о том, что суд не исследовал вопрос об организации питания в войсковой части "данные изъяты" военнослужащих "данные изъяты" ВАИ, а также утверждение ее автора, что в отношении последних не осуществлялось продовольственное обеспечение в указанной воинской части, являются безосновательными, так как материалы дела не содержат данных об отказе заявителю в предоставлении питания. Напротив, как видно из письменного сообщения командира войсковой части "данные изъяты" от 11 марта 2012 года, которому суд первой инстанции дал надлежащую оценку, причиной, по которой заявитель не был поставлен на котловое довольствие, явилось то обстоятельство, что он не обращался к командованию названной воинской части с соответствующим рапортом.
Что касается письменного сообщения ВрИО командира указанной воинской части от 17 мая 2012 года, представленного в суд апелляционной инстанции, то из его содержания следует, что питание (постановка на котловое довольствие) прибывших в данную воинскую часть военнослужащих осуществляется только в случае их письменного обращения, то, что военнослужащие "данные изъяты" ВАИ якобы находились в служебной командировке не в войсковой части "данные изъяты" и выполняли служебные задачи не только в пункте дислокации названной воинской части, а по территории Республики Абхазия, что не позволило обеспечить их трехразовым питанием и выдавать продукты питания.
Вместе с тем, из данного сообщения не следует, что заявитель обращался с рапортом о постановке на котловое довольствие и что ему было отказано в предоставлении питания.
Более того, содержание этого письменного сообщения противоречит имеющимся в материалах дела выпискам из приказов, согласно которым заявитель прибыл в командировку именно в войсковую часть "данные изъяты" и, соответственно, убыл из командировки из этой же воинской части к постоянному месту службы.
Ссылка в жалобе на справку от 22 декабря 2011 года N 7829, выданную заявителю командованием войсковой части "данные изъяты", также не может быть признана состоятельной, поскольку данной справкой подтверждается только то обстоятельство, что заявитель не находился на котловом довольствии в период нахождения в командировке, что не оспаривалось сторонами по данному делу.
Доводу в апелляционной жалобе об отсутствии у заявителя возможности посещать столовую войсковой части "данные изъяты" в силу специфики обязанностей военной службы, выполнявшихся заявителем, в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
То обстоятельство, что заявитель, как утверждает автор жалобы, не принимал непосредственного участия в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Абхазия, не дает основание для вывода о том, что на него не распространяются нормы права, регламентирующие выплату суточных военнослужащим, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов.
Территория Республики Абхазии в силу итогового документа Московской встречи глав государств России и Грузии от 3 сентября 1992 года определена как зона вооруженного грузино-абхазского конфликта, поэтому на заявителя, выполнявшего служебные задачи в зоне вооруженного конфликта, в полной мере распространяется действие указанных нормативных правовых актов.
Нормы права, регламентирующие выплату суточных военнослужащим, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, носят специальный характер, поэтому к спорным правоотношениям не могут быть применены нормы, которыми регулируется выплата суточных военнослужащим, направленным на территории иностранных государств, не отнесенных к зонам вооруженных конфликтов, на которые ссылается в апелляционной жалобе ее автор.
Не может послужить основанием для отмены правильного по существу судебного решения и ссылка в нем на Руководство, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года N 888, которое еще не действовало на момент прибытия заявителя в командировку в Республику Абхазия. К тому же данное Руководство в той части, на которую сослался суд первой инстанции, не противоречит действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений Положению, утвержденному приказом Министра обороны от 22 июля 2000 года N 400.
Отсутствие в материалах дела данных о том, что финансовым ведомством выделялись денежные средства для обеспечения заявителя питанием по месту командировки, на что обращает внимание представитель заявителя, не дает основание для вывода об отказе в предоставлении ему такого питания. Поэтому этот довод не ставит под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения.
Не может послужить основанием для отмены правильного по существу судебного решения и ссылка в нем на Руководство, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2011 года N 888, которое еще не действовало на момент прибытия заявителя в командировку в Республику Абхазия. К тому же данное Руководство в той части, на которую сослался суд первой инстанции, не противоречит действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений Положению, утвержденному приказом Министра обороны от 22 июля 2000 года N 400.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 21 марта 2012 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Верно.
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.