Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Истоминой И.В.
судей
Яцун Е.М.
Кузнецовой Т.А.
при секретаре
Шевченко Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску
прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов
,
по кассационной жалобе ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 июля 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Возложить на ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" обязанность обеспечить в филиале "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты, 2 рабочих места и 1 специальное рабочее место в срок до 30 ноября 2011 года".
Заслушав доклад судьи Яцун Е.М., объяснения представителя ответчика - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Василенко С.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против доводов жалобы прокурора Мурманской областной прокуратуры Ивановой Н.В., полагавшей решение законным и обоснованным, и возражения против жалобы представителя третьего лица - Управления государственной службы занятости населения МО - Пахалкова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП РТРС) в лице филиала "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - "Мурманский ОРТПЦ ФГУП РТРС") об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности филиала ФГУП РТРС - "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр". Проверкой установлено, что в соответствии со среднесписочной численностью работников для филиала квота для приема на работу инвалидов составляет 4 рабочих места, в том числе 1 специальное. Ответчиком не предоставлено документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов и наличие вакантных рабочих мест в пределах указанной квоты.
Просил обязать ответчика обеспечить в филиале "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" выполнение квоты для приема на работу инвалидов.
Помощник прокурора Бугреева К.С. в судебном заседании уточнила исковые требования и просила обязать ответчика обеспечить в срок до 30 сентября 2011 года выделение и создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов по установленной квоте: 2 рабочих места и 1 специальное.
Представитель ФГУП РТРС - директор филиала"Мурманский ОРТПЦ ФГУП РТРС" Морозов В.И. в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица - Управления государственной службы занятости населения Мурманской области Пахалков А.А. в судебном заседании полагал иск подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Полагает, что не имелось законных оснований для возложения на него обязанности создать в своем филиале рабочие места для инвалидов.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 573-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки инвалидов", Постановление Правительства Мурманской области от 06.10.2005 N 375-ПП "О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области" приводит довод о том, что требования законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе, создание специальных рабочих мест для трудоустройства указанной категории лиц, распространяются только на организацию-работодателя - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", как юридическое лицо, в то время как филиал данного учреждения не наделен полномочиями по утверждению штатного расписания и внесению в него изменений.
Полагает, что суд необоснованно не произвел замену ненадлежащего ответчика - филиал РТРС "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" на ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (далее по тексту- Закон) социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьями 20, 21 Закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу статьи 22 Закона минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 573-01-ЗМО " О мерах социальной поддержки инвалидов" ( далее по тексту- Закон Мурманской области) установлены меры социальной поддержки инвалидов, проживающих на территории Мурманской области, отнесенные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Мурманской области от 29.12.2004 года N 573-01-ЗМО организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Мурманской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.
Согласно пункту 2 статьи 9 указанного Закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Мурманской области N 375-ПП от 06.10.2005 года "О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области" установлено, что для организаций со среднесписочной численностью работников от 101 до 500 должно быть оборудовано 1 специальное рабочее место.
В соответствии с пунктом 1.1. Постановления Правительства Мурманской области N 375-ПП от 06.10.2005 года специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов) создаются за счет собственных средств организаций в двухмесячный период с момента принятия согласованного решения между работодателем и инвалидом с учетом характера производства и мотивации к труду в конкретной организации.
Функции государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляются в соответствии с действующим законодательством Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Мурманской области N 375-ПП от 06.10.2005 года работодателями формируются и самостоятельно утверждаются перечни профессий и рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в пределах установленной квоты.
Работодателями ежемесячно предоставляются в органы службы занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе специальных, а также информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Судом по делу установлено, что по результатам проверки по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов, проведенной прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска, выявлены факты нарушения требований законодательства, в частности, касающиеся непредставления филиалом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции дал правильную оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом требований закона, установив нарушение ответчиком требований ФЗ "О занятости населения", правомерно пришел к выводу об удовлетворении иска.
Доводы представителя ответчика о том, что "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" - филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" не является юридическим лицом, в связи с чем на него не может возложена обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов и по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными.
Из Положения о филиале ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Мурманском ОРТПЦ следует, филиал является обособленным подразделением РТРС, осуществляющим его функции на территории Мурманской области и что в полномочия директора филиала, руководящего его деятельностью, входит прием на работу и увольнение работников филиала, заключение с работниками трудовых договоров ( л.д. 70-78).Таким образом, руководитель названного филиала во вверенном ему подразделении (филиале) выполняет функции работодателя.
При таких обстоятельствах доводы ответчика в данной части являются необоснованными. Согласно статье 25 Закона РФ "О занятости населения" обязанность по предоставлению информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов возлагается на работодателя. Законом Мурманской области "О мерах социальной поддержки инвалидов" в пункте 2 статьи 9 установлены обязанности для работодателей по приему на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств, что ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" как юридическое лицо в целом исполняет требования действующего законодательства по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Материалами дела подтверждается, что данный спор рассмотрен судом в порядке разрешения требований, предъявленных к ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". В адрес указанного юридического лица как ответчика по делу судом направлялась копия иска, письмо о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 63). В судебном заседании, состоявшемся 26 июля 2011 года, в котором дело рассмотрено по существу с вынесением решения, в качестве представителя ответчика участвовал директор Мурманского ОРТПЦ Морозов В.И. с доверенностью на право представления интересов ФГУП РТРС в суде ( л.д. 125).
Возражения ответчика на иск подробно изложены в письменном виде и исследованы судом при рассмотрении дела.
Приведенные обстоятельства опровергают доводы кассационной жалобы о ненадлежащем извещении ФГУП РТРС о рассмотрении данного спора.
Судебная коллегия находит выводы суда об удовлетворении исковых требований правильными, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, эти доводы не являются основанием для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 364 ГПК РФ отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр" - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.