Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулыгиной С.В.,
с участием прокурора Паученко Т.И.,
при секретарях: Васильевой Н.В., Костровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Степанова Сергея Васильевича об отмене решения Избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области о регистрации кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области Кобаля Андрея Михайловича,
УСТАНОВИЛ:
Степанов С.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области N 64/26 от 02 сентября 2010 года о регистрации кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области Кобаля Андрея Михайловича.
В обосновании своих требований Степанов С.В. ссылается на то, что 02 сентября 2010 года избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области было принято решение N 64/26 о регистрации кандидата на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области Кобаля Андрея Михайловича.
Указанное решение избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области было принято с существенным нарушением норм Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.2006г. N 101/2006-03.
Кобалем А.М.в нарушении требований ч. 3,6,8 ст. 26 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" в избирательную комиссию были представлены: решение Совета регионального отделения Политической партии "Справедливая Россия в Московской области" от 10 августа 2010 года о выдвижении тайным голосованием кандидата на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области и решение Совета регионального отделения Политической партии "Справедливая Россия в Московской области" от 10 августа 2010 года о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения " Региональное отделение Политической партии " Справедливая Россия в Московской области".
В нарушении п.3 ст. 33 ФЗ N 67-ФЗ" Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в заявлении Кобаля А.М. о согласии баллотироваться не содержится указаний, по какому избирательному округу.
Также Кобалем А.М. не были представлены документы, подтверждающие указанные им в заявлении сведения о том, что он является депутатом Совета депутатов муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области" на непостоянной основе.
Таким образом, решение о регистрации Кобаля А.М. кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области было принято в отсутствии требуемых для регистрации кандидата избирательных документов, необходимых в соответствии с законом сведений.
Данное решение избирательной комиссии нарушает права Степанова С.В. и препятствует осуществлению им избирательных прав, гарантированных Федеральным законом, Законом Московской области " О муниципальных выборах В Московской области", а именно: нарушении равенство прав кандидатов (ст. 5,39 ФЗ N 67-ФЗ, ст. 29 Закона), право на участие в выборах, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 1 ФЗ N 67-ФЗ).
В судебном заседании интересы Степанова С.В. по доверенности представляли: Патук О.Л. и Игнатенко Д.Ю., которые полностью поддержали требования Степанова С.В. по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что решение о выдвижении кандидата Кобаля А.М. региональным отделением партии "Справедливая Россия" не соответствует требованиям Закона, и отсутствует решение съезда (конференции) регионального отделения "Справедливая Россия" о выдвижении кандидата.
В соответствии с п.3 ст.26 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" вопрос о выдвижении кандидата и о назначении уполномоченного должен быть включен в единый документ, заверенный подписью руководителя указанного объединения и печатью данного объединения. В силу п.7 ст.26 Закона Московской области кандидат предоставляет одновременно с указанным решением и иные документы, в соответствии с законом. В нарушение вышеназванных норм закона, кандидат Кобаль А.М., его уполномоченный представитель и уполномоченный представитель избирательного объединения, вышеназванные документы в избирательную комиссию не представили, а представили другой документ- решение совета регионального отделения партии "Справедливая Россия". В соответствии со ст.ст. 30,40 Устава Политической партии "Справедливая Россия", партия могла провести конференцию, общее собрание регионального отделении о выдвижении кандидата Кобаля А.М. на выдвижение его на должность Главы Ногинского муниципального района. В силу ст.45 Устава, местная партия компетентна провести конференцию, собрание местного отделению по выдвижению тайным голосованием, тем не менее, политическая партия "Справедливая Россия" собрание не проводило, местное отделение собрание также не проводило. В соответствии со ст.29 п.1 Устава конференция общего собрания регионального отделения - это высший руководящий орган регионального отделения правомочный принимать решения по всем вопросам регионального отделения. В соответствии со ст.44 Устава конференция, общее собрание партии - это высший руководящий орган местного объединения правомочный принимать решения по всем вопросам местного отделения. Устав, в котором предусмотрены полномочия совета регионального отделения о принятии вышеуказанного решения, противоречит Закону Московской области " О муниципальных выборах в Московской области", который требует предоставления решения конференции по выдвижению кандидата, ни о каком другом органе в нем не говорится. Пункт 3 ст.26 Закона Московской области содержит исчерпывающие сведения, которые должны быть указаны в решении конференции. Решения Совета регионального отделения Политической партии " Справедливая Россия", представленные Кобалем А.М. таких сведений не содержат. Не предоставление сведений о назначении уполномоченных представителей по выдвижению кандидатов является основанием для отказа в регистрации, как усматривается из определения Верховного суда РФ от 09.03.2006г. по делу N71-г-06-8. В заявлении о согласии баллотироваться не указано, по какому избирательному округу Кобаль А.М. дает согласие баллотироваться. Кроме того, в своем дополнении к жалобе Кобаль А.М. ссылался на Устав муниципального образования, в котором указано, что выборы Главы Ногинского муниципального района осуществляются на основании всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании по единому избирательному округу, тем самым, признавая, что соответствующий избирательный округ является единым. Федеральный закон N 67-ФЗ четко говорит о том, что в заявлении необходимо указывать по какому избирательному округу кандидат дает согласие баллотироваться. О данном нарушении избирательная комиссия уведомила кандидата Кобаля А.М., однако оно не было устранено.
Избирательная комиссия Ногинского муниципального округа руководствуясь Постановлением ЦИК от 23.03.2007г. N203-12-4 "О порядке разъяснения и применения п.п. "в2" п.24 ст.38 Федерального закона N67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уведомила кандидата, его уполномоченное лицо о несоблюдении требования закона, предложила устранить нарушения. Однако, сама же в нарушении данного Постановления, приняла решение о регистрации кандидата Кобаля А.М.
Ответственность за предоставление документов, полноту предоставления документов и сведений возложена на кандидата, а отсутствие документов является основанием для отказа для регистрации кандидата (п. "в" ст.24 Закона).
В соответствии с законодательством в заявление о согласие баллотироваться кандидат обязан указать сведения, если он является депутатом и осуществляет свои полномочия на не постоянной основе, с указанием наименования соответствующего органа. В соответствии с Уставом муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области", Положением, законом N31-ФЗ на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов. В уставе указано, что два депутата Совета депутатов "Городского поселения Ногинск" могут работать на постоянной основе. Кандидатом Кобалем А.М. представлена справка из представительного органа, о том, что он является депутатом, однако статус его не указан, на что было указано кандидату избирательной комиссией. В нарушении требований п.2 ст.33 Федерального закона N67-ФЗ кандидат Кобаль А.М. не представил документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения. Несмотря на это избирательная комиссия зарегистрировала Кобаля А.М. 02.09.2010г. в качестве кандидата на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области. Кроме того, данное решение было принято с нарушением 10-дневного срока, предусмотренного законом.
Данным решением были нарушены права равенства, т.к. все кандидаты равны перед законом (ст.5 Закона Московской области). Был нарушен п.11 ст.2 Федерального закона N67-ФЗ, установленные Конституцией РФ, законом, иными нормативными правовыми актами, условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав. В соответствии с законодательством избирательное право граждан - это право избирать и быть избранным, участвовать в выдвижении кандидатов и в иных других избирательных действиях в порядке установленном настоящим законом и иным законом. В данном случае имеется неравенство кандидатов, поскольку кандидат Кобаль А.М. был зарегистрирован с нарушением закона.
Заинтересованное лицо Кобаль А.М. в суд не явился, его интересы по доверенности представлял Юпатов С.Ю., который в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Степанова С.В. ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 26 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" кандидатом Кобалем А.М. в избирательную комиссию было представлено решение регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" Московской области от 10.08.2010г. о выдвижении его кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области. Доводы заявителя о том, что данное решение принято с существенными нарушениями норм избирательного законодательства не основано на законе, а также не нарушает требований ч.3, ч.6, ч.8 ст.26 Закона МО. Довод заявителя о том, что при выдвижении кандидата от избирательного объединения и назначение уполномоченных лиц должен быть представлен единый документ не основан на нормах действующего законодательства. Более того, ни заявитель, ни его представители не опровергают того факта, что в избирательную комиссию Ногинского района были представлены документы, подтверждающие факт выдвижения кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Кобаля А.М. региональным отделением, а также документы, подтверждающие факт назначения уполномоченных представителей избирательного объединения. Статья 36 ФЗ "О политических партиях" предусматривает право принимать участие в выборах политической партии и ее региональному отделению. Доводы заявителя о несоблюдении требований п.2. ст.33 Федерального закона N67-ФЗ в части не указания в заявление о согласии баллотироваться, наименование избирательного округа, являются необоснованными, т.к. как усматривается из решения Совета депутатов Ногинского муниципального района Московской области назначены выборы Главы Ногинского муниципального района Московской области. Таким образом, указав в заявлении о согласии баллотироваться, наименование избирательного округа кандидатом соблюдены все необходимые условия и требования действующего избирательного законодательства. Соответствующее заявление было представлено в избирательную комиссию Ногинского муниципального района Московской области, которое в соответствии с главой 6 Положения "Об избирательной комиссии", утвержденное решением Совета депутатов Ногинского муниципального района 20.04.2009г. за N345/31 осуществляет на территории муниципального образования Ногинский муниципальный район Московской области контроль за соблюдением избирательных прав. Доводы заявителя о том, что кандидатом не представлено документального подтверждения того факта, что он является депутатом Совета депутатов г. Ногинска на непостоянной основе, также являются необоснованными. Согласно представленной информационной справке избирательная комиссия Ногинского района, подписанной председателем ИК МО и секретарем ИК МО, а также председателем ИЗ Ногинского муниципального района, Кобаль А.М. является депутатом на непостоянной основе. Также, 02.09.2010г. Избирательная комиссия Ногинского района, как основной гарант реализации избирательных прав и обязанностей, проверив соблюдение требований закона, представленные документы, а также при наличии принятого решения N58/24 от 28.08.2010г. приняла решение о регистрации Кобаля А.М., признав решением от 10.09.2010г. N 67/28 недействующим решение N58/24 от 28.08.2010г. Согласно п.2 ст.33 ФЗ N67-ФЗ в случае, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, он обязан это указать в заявлении о своем выдвижении, и представить подтверждающий документ, что и было сделано кандидатом Кобалем А.М. В данной норме закона не установлено требование законодателя о необходимости указывать статус депутата.
Решением Избирательной комиссии Московской области N1363 от 30.08.2010г. было отменено решение Избирательной комиссии Ногинского района от 26.08.2010г. N58/24. Решение Избирательной комиссии Ногинского района от 28.08.2010г. также было обжаловано в Избирательную комиссию Московской области, заседание назначено на 17.09.2010г. Решение избирательной комиссии Ногинского района от 28.08.2010г. исполнено Кобалем А.М. не было.
Представитель избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области Гонтарь О.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Степанова С.В. по основаниям, изложенным в возражении, согласно которому 17.08.2010г. Кобалем А.М. в избирательную комиссию Ногинского муниципального района Московской области было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" с приложением необходимых документов. 19.08.2010г. Кобалем А.М. были представлены дополнительные документы в избирательную комиссию.
Для проверки достоверности представленных сведений и надлежащего оформления документов избирательная комиссия Ногинского муниципального района 26.08.2010г. направила Кобалю А.М. решение N 47/21 от 26.08.2010г. с предложением в течение десяти дней привести сведения о размере и об источниках его доходов ... в соответствие с требованиями Закона Московской области от 11.07.2006г. N 101/2006-ОЗ " О муниципальных выборах в Московской области". Данное решение Кобалем А.М. было исполнено, но, не смотря на это указанное решение Кобалем А.М. было обжаловано в избирательную комиссию Московской области, которая своим решением от 30.08.2010г. N 1363 отменила решение избирательной комиссии Ногинского муниципального района от 26.08.2010г. N47/21.
В представленных кандидатом Кобалем А.М. документах, не указано, что он в настоящее время является председателем Совета директоров "Группы компании ОСТ", как - то следует из представленной им копии трудовой книжки. В заявлении о согласии баллотироваться на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области не был указан избирательный округ, в справке Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск", не указан статус депутата Кобаля А.М. На основании указанных недостатков, избирательная комиссия предложила Кобалю А.М. уточнить сведения, касающиеся его избрания председателем Совета директоров "Группы компании ОСТ", поскольку тогда должны быть внесены изменения и в сведения о доходах, в заявлении указать соответствующий округ, по которому им дано согласие баллотироваться, а в справке Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск", указать свой статус депутата и указанные изменения внести в срок до 30.08.2010г.
28.08.2010г. избирательная комиссия Ногинского муниципального района, изучив все представленные Кобалем А.М. документы для регистрации, руководствуясь основными принципами избирательного законодательства и принципами Положения об Избирательной комиссии Ногинского муниципального района, приняла решение N 58/24 от 28.08.2010г. о предоставлении кандидату на должность Главы муниципального образования " Ногинский муниципальный район Московской области" Кобалю А.М. возможности и права привести в соответствие с требованиями Закона представленные документы в избирательную комиссию в срок до 30.08.2010г ... Данное решение Кобаль А.М. не исполнил, а обжаловал его в избирательную комиссию Московской области и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Оставляя за собой право опубликовать недостоверные сведения, представленные Кобалем А.М. при регистрации, избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области приняла 02.09.2010г. решение N 64/26 о регистрации кандидата Кобаля А.М.
10.09.2010г. по рекомендациям и настоянию избирательной комиссии Московской области, избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области приняла решение N 67/28, которым признала недействующим решение от 28.08.2010г. N 58/24 " О предоставлении кандидату на должность Главы муниципального образования " Ногинский муниципальный район Московской области" Кобалю А.М. возможности и права привести в соответствие с требованиями Закона представленные в избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении кандидата, в том числе к их оформлению".
Совет регионального отделения политической партии Справедливая Россия в соответствии с п.3 ст. 34 Устава политической партии Справедливая Россия вправе принимать решение о политической поддержке, выдвижению кандидата на должность Главы муниципального образования, что не противоречит ФЗ " О политических партиях", а также федеральному и областному законам, на которые ссылается заявитель.
На заседании регионального отделения политической партии " Справедливая Россия", на котором были приняты решения N28С от 10.08.2010г. и N45С от 10.08.2010г. присутствовали председатель ИК Евтух Е.П. и его заместитель Дударев П.В ... На этом заседании была сделана отправка на п.3, п.4 ст.34 Устава политической партии "Справедливая Россия". При подаче документов, избирательная комиссия приняла эти решения, однако в настоящее время они считают, что эти решения должны быть приняты одним решением, оформленные либо протоколом, либо выпиской, что является существенным условием, в соответствии со ст.26 Закона МО. Документы, которые подают кандидаты вместе с заявлением о согласии баллотироваться по единому избирательному округу на должность Главы Муниципального образования Ногинский район по закону Московской области проверяются в течение 10 дней. На первом этапе контрольно-ревизионная служба МИК проверяет паспортные данные и сведения о доходах, имуществе и т.д. и дает свое заключение. Решением избирательной комиссии N47/21 от 26.08.2010г., кандидату Кобалю А.М. было предложено в 3-х дневный срок привести сведения о размере и источниках его дохода, в соответствие с требованиями закона Московской области. Указанное решения от 26.08.2010г. кандидат Кобыль А.М. исполнил лично 28.08.2010г., что подтверждается имеющимся документом, входящий номер 367 от 28.08.2010г.
28.08.2010г. было принято решение N58/24 от 28.08.2010г., согласно которого кандидату Кобалю А.М. была предоставлена возможность самостоятельно привести в соответствие с требованием закона представленные им документы в срок до 30.08.2010г. Указанное решение Кобыль А.М. не исполнил, и обжаловал его в Избирательную комиссию Московской области. В связи с поступившей жалобой, была проведена проверка деятельности избирательной комиссии Ногинского района, по результатам которой ей настоятельно было рекомендовано зарегистрировать Кобаля А.М., ссылаясь на то, что избирательная комиссия вправе отменить свое решение, либо опубликовать недостоверные, несоответствующие сведения о представленных документах и информировать избирателей. Поскольку срок подачи уточненных сведений 01.09.2010г. истек, 02.09.2010г. избирательная комиссия Ногинского района приняла решение о регистрации Кобаля А.М. в качестве кандидата на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области. Решение избирательной комиссии от 28.08.2010г. N58\24, в связи с истечением срока его действия, с неисполнением его Кобалем А.М. и принятым решением о его регистрации N64/26 от 02.09.2010г. решением N67/28 от 10.09.2010г. было признано недействующим.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление Степанова С.В. подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействия) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
17 августа 2010 года Кобалем А.М. было подано в Избирательную комиссию Ногинского муниципального района Московской области заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования " Ногинский муниципальный район Московской области" как кандидат, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Московской области, с приложением решений Совета регионального отделения Политической партии "Справедливая Россия" в Московской области N 28-С от 10.08.2010г. и N45-С от 10.08.2010г.; копии паспорта, копии документа об образовании, копии трудовой книжки, справки с места работы, справки о том, что является депутатом; сведений о размере, о размере и об источниках доходов и имуществе; копии Устава Политической партии Справедливая Россия; решений Совета регионального отделения о полном и кратком наименовании партии, копии свидетельства из ЕГРЮЛ (л.д.90-132).
26.08.2010г. избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области было принято решение N 47/21, в котором кандидату на должность Главы муниципального образования Кобалю А.М. было предложено в трехдневный срок привести сведения о размере и об источниках его доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах в соответствие с требованиями Закона Московской области N 101/2006-ОЗ от 11.07.2006г. " О муниципальных выборах в Московской области" (л.д.136).
Данное решение было исполнено Кобалем А.М. (л.д.137).
Решением Избирательной комиссии Московской области от 30.08.2010г. N 1363 решение избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области N 47/21 от 26.08.2010г. было отменено.
28.08.2010г. избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области было принято решение N 58/24, в котором кандидату на должность Главы муниципального образования Кобалю А.М. было предоставлено право и возможность самостоятельно привести в соответствие с требованиями Закона представленные документы в избирательную комиссию Ногинского муниципального района Московской области для уведомления о выдвижении кандидата, в том числе к их оформлению до 30 августа 2010 года, в их числе:
-в заявлении о выдвижении в нарушении пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002г. не указан соответствующий избирательный округ, по которому дано согласие баллотироваться;
-в справке Совета депутатов муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области" отсутствует указание на статус депутата Кобаля А.М. в Совете депутатов;
- не надлежащим образом оформлена представленная заверенная копия трудовой книжки Кобаля А.М.:
Страницы 15,16,17 Трудовой книжки отсутствует печать ПИК " Суворов-Вин";
Страницы 17,19 Трудовой книжки отсутствует подпись работника кадрового органа и печать ЗАО " Группа предприятий ОСТ";
Страница 5 вкладыша Трудовой книжки отсутствует подпись кадрового органа и печать ООО " Группа Стройпроект";
Из записи на страницах 17,18,19 Трудовой книжки следует, что Кобаль А.М. 17.06.2008г. избран председателем совета директоров ЗАО "Группа предприятий ОСТ", однако данная запись не заверена подписью и печатью, а Кобалем А.М. в заявлении о согласии баллотироваться эти сведения не указаны и подтверждающие документы не представлены (л.д.141-142)
02.09.2010г. избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области было принято решение N 64/26 о регистрации Кобаля А.М. кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального образования Московской области (л.д.145).
В соответствии с п.2 ст. 33 ФЗ от 12.06.2002г. N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.2 ст. 23 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно п.1 ст. 38 Закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
В силу п.1.1 ст. 38 Закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Доводы представителя Степанова С.В.-Патук О.Л. о том, что Совет регионального отделения Политической партии " Справедливая Россия" в Московской области не является компетентным органом для выдвижения кандидата на выборные должности муниципального образования, поскольку в соответствии с частями 3,6,8 ст. 26 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" таким органом может являться конференция или общее собрание, являются необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Согласно п. 16 ст. 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидата (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а также при выдвижении кандидата (списка кандидатов) иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный Уставом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава Политической партии "Справедливая Россия", Совет регионального отделения - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между конференциями (общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом.
Так, подпунктом 3 пункта 4 статьи 34 Устава Политической партии "Справедливая Россия" предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения, являющегося коллегиальным органом структурного подразделения, при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган, уполномоченный уставом политической партии.
Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а Уставом Политической партии "Справедливая Россия" в качестве органа предусмотрен Совет регионального отделения партии, данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов).
Таким образом, доводы заявителя и его представителей о том, что решение о выдвижении кандидата на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области и о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения должны в обязательном порядке оформляться единым документом, основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего избирательного законодательства.
28.08.2010г. избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области было принято решение N 58/24, в котором кандидату на должность Главы муниципального образования Кобалю А.М. было предоставлено право и возможность самостоятельно привести в соответствие с требованиями Закона представленные документы в избирательную комиссию Ногинского муниципального района Московской области для уведомления о выдвижении кандидата, в том числе к их оформлению до 30 августа 2010 года, в их числе:
-в заявлении о выдвижении в нарушении пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002г. не указан соответствующий избирательный округ, по которому дано согласие баллотироваться;
-в справке Совета депутатов муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области" отсутствует указание на статус депутата Кобаля А.М. в Совете депутатов;
-не надлежащим образом оформлена представленная заверенная копия трудовой книжки Кобаля А.М.:
Страницы 15,16,17 Трудовой книжки отсутствует печать ПИК " Суворов-Вин";
Страницы 17,19 Трудовой книжки отсутствует подпись работника кадрового органа и печать ЗАО " Группа предприятий ОСТ";
Страница 5 вкладыша Трудовой книжки отсутствует подпись кадрового органа и печать ООО " Группа Стройпроект";
Из записи на страницах 17,18,19 Трудовой книжки следует, что Кобаль А.М. 17.06.2008г. избран председателем совета директоров ЗАО "Группа предприятий ОСТ", однако данная запись не заверена подписью и печатью, а Кобалем А.М., в заявлении о согласии баллотироваться, эти сведения не указаны и подтверждающие документы не представлены.
Согласно п.п. "в" п.24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.п.3 п.22 ст. 28 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" одним из оснований отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона.
В силу п.5 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат обязан лично представить документы, указанные в пунктах 1,2,3 настоящей статьи.
Кандидатом Кобалем А.М. было подано в избирательную комиссию Ногинского муниципального района Московской области заявление о согласии баллотироваться на должность Главы муниципального образования " Ногинский муниципальный район Московской области", однако в нарушение требований п.2 ст. 33 ФЗ от 12.06.2002г. N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.2 ст. 23 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" Кобалем А.М. в заявлении не указан избирательный округ, по которому он дает согласие баллотироваться.
Также кандидатом Кобалем А.М. в заявлении о согласии баллотироваться было указано, что он является депутатом на непостоянной основе, однако в подтверждение указанных сведений Кобалем А.М. была представлена справка Совета депутатов муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области" N 35 от 05.08.2010г. о том, что Кобаль А.М. является депутатом Совета депутатов муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области" с 11.10.2009г. по настоящее время, а статус его как депутата не указан.
Как усматривается из Положения о Совете депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области" от 02.03.2006г. N 1/6 Совет депутатов состоит из 25 депутатов, из которых 2 депутата могут работать на постоянной основе (раздел 4 п.4.2).
Как усматривается из п.8 ст. 25 Устава муниципального образования " Городское поселение Ногинск Московской области" депутат, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельностью (л.д.66).
Также кандидатом Кобалем А.М. в избирательную комиссию была представлена копия трудовой книжки, из которой усматривается, что на ст. 15,16,17 Трудовой книжки отсутствует печать ПИК " Суворов-Вин"; на ст. 17,19 Трудовой книжки отсутствует подпись работника кадрового органа и печать ЗАО " Группа предприятий ОСТ"; на ст.5 вкладыша Трудовой книжки отсутствует подпись кадрового органа и печать ООО "Группа Стройпроект".
Таким образом, в представленных кандидатом Кобалем А.М. документах (копии трудовой книжки, справке с места работы), усматриваются противоречия, а именно осуществляет ли свою деятельность Кобаль А.М. в должности генерального директора ЗАО " Группа предприятий " ОСТ", либо является председателем совета директоров ЗАО " Группа предприятий ОСТ" (страница 18,19 трудовой книжки), т.к. данная запись не заверена подписью и печатью, а как усматривается из вкладыша в трудовую книжку и справки N 12/01 от 12.08.2010г. Кобаль А.М. 09.08.2010г. принят на должность генерального директора ООО " Группа Стройпроект".
Кандидатом Кобалем А.М. в избирательную комиссию не были представлены документы, подтверждающие указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения, т.к. Кобалем А.М. была представлена, оформленная не надлежащим образом, заверенная копия трудовой книжки.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Ногинский муниципальный район Московской области от 28.08.2010г. N 58/24 Кобалю А.М. было предоставлено право и возможность самостоятельно привести в соответствии с требованиями действующего законодательства документы представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата в срок до 30.08.2010г.
В соответствии с п.2.1 Положения об избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области избирательная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральным законами, законами Московской области, правовыми актами Центральной Избирательной комиссии и Избирательной комиссии Московской области, Уставом Московской области, уставом муниципального образования " Ногинский муниципальный район Московской области, настоящим положением.
В соответствии с п.5 Разъяснения порядка применения пункта 1.1, пунктов "в.1", "в.2" пункта 24, пунктов "б.1" пункта 25, подпунктов "з","и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года N 203/1272-4, если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией об отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документов и (или) о наличии среди них документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, не устранит указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании пунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела избирательная комиссия муниципального образования Ногинский муниципальный район Московской области надлежащим образом известила кандидата Кобаля А.М. о том, что им было подано заявление о согласии баллотироваться с нарушением требований п.2 ст. 23 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области", а поэтому в соответствии с Разъяснениями порядка применения пункта 1.1, пунктов "в.1", "в.2" пункта 24, пунктов "б.1" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 года N 203/1272-4 была не вправе принимать решение о регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования " Ногинский муниципальный район Московской области " Кобаля А.М.
В соответствии с п.10 ст. 20 ФЗ N 67-ФЗ решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
В силу п.13,14 ст. 21 ФЗ N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения; вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", учитывая, что кандидат Кобаль А.М. в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Закона, был извещен о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата с указанием, какие конкретные сведения отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации его как кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, то избирательная комиссия не вправе была принимать решение о регистрации Кобаля А.М. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Ногинский муниципальный район Московской области.
В соответствии с п.1 ст. 29 Закона Московской области " О муниципальных выборах в Московской области" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом, настоящим законом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией решение о регистрации кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области Кобаля А.М. было принято с нарушением норм действующего законодательства, то суд приходит к выводу о том, что заявление Степанова С.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Степанова Сергея Васильевича об отмене решения Избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области о регистрации кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области Кобаля Андрея Михайловича - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области от 02 сентября 2010 года N 64/26 о регистрации Кобаля Андрея Михайловича кандидатом на должность Главы Ногинского муниципального района Московской области.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение пяти дней.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.