Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Драчевой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Озерск Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании недействующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Озерск Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании недействующим нормативного правового акта. Просил суд признать недействующим постановление главы администрации Озерского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка организации государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке в муниципальных учреждениях культуры".
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Озерского городского округа принято постановление N "Об утверждении порядка организации государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке в муниципальных учреждениях культуры" (далее "постановление N от ДД.ММ.ГГГГ", Порядок). Истец считает, что данное постановление N от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям федерального законодательства. В силу Федерального закона от 15.11.1997 г. N143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. До принятия административных регламентов полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния. Кроме этого, истец считает, что оспариваемое постановление по своему содержанию относится к административному регламенту. Однако в нарушение требованиям Федерального закона N210-ФЗ от 27.07.2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не содержит раздела, устанавливающего досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц. Указывает на то, что правоотношения по порядку подачи заявлений о заключении брака и порядку государственной регистрации заключения брака урегулированы Федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель прокурора Шумихина Н.О. на удовлетворении иска настаивала, пояснив аналогично доводам, указанным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации Озерского городского округа Мартюшова А.Н. с доводами заявления не согласились. Указала, что оспариваемое постановление издано в пределах полномочий администрации Озерского городского округа, в форме, установленной Уставом округа, надлежащим образом опубликовано. Постановление по своему содержанию не относится к административному регламенту, целью его издания является обеспечение возможности реализации права на государственную регистрацию брака в торжественной обстановке в учреждениях культуры Озерского городского округа и обеспечение сотрудниками ЗАГС сохранности документов строгой отчетности. Ссылалась на отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов граждан при применении оспариваемого постановления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявление.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Озерского городского округа принято постановление N "Об утверждении порядка организации государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке в муниципальных учреждениях культуры" (далее Постановление, л.д. 7-10).
Прокурор ЗАТО г. Озерск обратился в суд с иском к администрации Озерского городского округа о признании Постановления недействующим, поскольку оно противоречит требованиям федерального законодательства. Суд соглашается с доводами истца. При этом исходит из следующего.
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями от 01.07.2011 г.) по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация брака может производиться в торжественной обстановке.
Пунктом 1 оспариваемого Постановления главы администрации Озерского городского округа утвержден порядок организации государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке в муниципальных учреждениях культуры.
Из содержания Порядка следует, что он определяет административные процедуры отдела ЗАГС администрации Озерского городского округа Челябинской области по осуществлению государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке на дополнительных площадках в учреждениях культуры Озерского городского округа Челябинской области.
Вместе с тем согласно п. 2.1. ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 г. N143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
Исходя из изложенного следует, что органам местного самоуправления не делегированы полномочия по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги в отношении регистрации заключения брака в торжественной обстановке в муниципальных учреждениях культуры.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится семейное законодательство.
Статьями 1 - 2 Федерального закона от 15.11.1997 г. N143-Ф3 "Об актах гражданского состояния" установлено, что настоящий Федеральный закон определяет порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.
Законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса
Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения по порядку подачи заявлений о заключении брака и порядку государственной регистрации заключения брака урегулированы ст.ст. 26 - 27 Федерального закона от 15.11.1997 г. N143-Ф3 "Об актах гражданского состояния", которые содержат необходимые и достаточные условия для реализации указанных выше правоотношений.
Частью 2 п. 1 ст. 8 Закона Челябинской области от 22.09.2005 г. N402-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять переданные им полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Частями 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных законом субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. N96 постановление N2234 от 21.07.2011 г. содержит коррупциогенные факторы, поскольку органом местного самоуправления Озерского городского округа при отсутствии делегации полномочий заполнен законодательный пробел.
Постановление N от ДД.ММ.ГГГГ, являясь нормативным правовым актом органа местного самоуправления, опубликовано в газете "Ведомости органов местного самоуправления Озерского городского округа Челябинской области", N27/50, 25.07.2011 года ( л.д. 16,17).
Учитывая все изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, в связи с чем признается недействующим со дня его официального опубликования - с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора ЗАТО г. Озерск удовлетворить.
Признать недействующим постановление главы администрации Озерского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка организации государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке в муниципальных учреждениях культуры" со дня его официального опубликования - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Озерский городской суд.
Председательствующий: К.В. Бабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.